Обращения граждан и юридических лиц Версия для слабовидящих
2 июня 2020 Автор: С.А. Зотова

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАРАФОН ВЕСНА 2020

С 1 апреля по 30 мая команда шестиклассников нашей гимназии (Березовский Егор, Гельбер Екатерина, Дорохина Варвара, Кустов Дмитрий, Кучма Роман, Молостова Марина, Партфиненко Анастасия, Слезнов Денис, Сулейманов Виктор, Фирсова София, Химич Елизавета) приняла участие в «Математическом марафоне». «Математический марафон»  – это дистанционные интеллектуальные соревнования для учеников 6 – 10 классов, где школьники решают исследовательские задачи. Главная цель марафона – создание условий для развития одаренных и талантливых школьников по направлению «Математика». Дистанционный командный «Математический марафон» проводит СУНЦ НГУ при поддержке Регионального математического центра НГУ и Автономной некоммерческой организации дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН». Экспертно-методическое сопровождение обеспечивает Институт математики им. Соболева СО РАН.

Соревнования проходили в три этапа. На первом этапе команды искали решения для задач исследовательского характера. Задачи составили ученые-математики. Было предложено четыре задачи. Ребята успешно экспериментировали со своими идеями и провели реальное исследование.  При этом результаты необходимо было оформить в текстовом и графическом формате. С чем команда успешно справилась. Нашей команде удалось найти полное решение всех четырех задач в их начальной формулировке. Решения всех четырех задач нашей команды были приняты и засчитаны верными.

 Второй этап марафона – интеллектуальная олимпиада по решению задач через программный комплекс MindTrainer – прошел в формате «мозгового штурма» и в режиме онлайн. В олимпиаде задания разделены на шесть разделов: гамильтоновы графы, ребусы, шаффлограммы, диагональ, симметрия, черный ящик. С 19 по 21 мая ребята прошли трехдневный командный онлайн марафон по решению задач на MindTrainer. Команда слаженно сыграла в трехдневном марафоне. Ребята делились наблюдениями и опытом в прохождении этапов олимпиады.  В каждом этапе требовалось пройти девять уровней. Работали дружной командой. Член команды, понявший принцип задания и увидевший закономерность, назначался куратором и помогал всем членам команды пройти девять уровней задания. Самым сложным этапом в олимпиаде оказались ребусы. Мы посчитали, что с ребусами легче справиться. Оказалось, наоборот, это самое сложное испытание. Правильно выбранная тактика помогла обойти в трехдневном марафоне команды, имеющие опыт четырех-шести игр. В общем зачете наша команда заняла четвертое место.

22 мая состоялось личное первенство «мозговой штурм» – интеллектуальная онлайн олимпиада на MindTrainer. В личном первенстве приняли участие 50 школьников 6-10 классов. Наш шестиклассник Слезнов Денис занял второе место.

Третий этап марафона – дополнение решений-исследований задач. Главное в решении – попытаться создать общую теорию, из которой решение первоначальной задачи вытекает как частный случай. Тем самым соревнование моделирует обычный научный процесс. Необходимо пройти все этапы научного поиска: выдвинуть гипотезу, подготовить план проведения экспериментов, провести анализ и представить результаты. Третий этап марафона является самым сложным. Для его преодоления необходимо иметь опыт в моделировании научного процесса.

 30 мая в дистанционном формате прошла итоговая конференция, на которой были подведены итоги «Математического марафона». Команды вместе с авторами задач и членами жюри обсудили решения задач и результаты исследовательской работы. Авторы задач заметили, что ни одна команда не представила полное решение, но дальше всех в исследованиях трех задач продвинулась команда из Шотландии. Стоит заметить, что докладчики из Шотландии выступали на английском языке. Уровень владения английским языком участников конференции позволил понять смысл и глубину решения.

Получив опыт при прохождении марафона, ребята сделали вывод, что предстоит научиться постановке и решению задач в наиболее общем виде. Работа с литературой тоже относится к исследованию. И если найти какой-либо источник, в котором имеются полезные сведения по задаче, то можно получить дополнительный балл. Что, кстати, непросто, так как аналогов данных задач в литературе нет. Провести параллель между теорией и проведенным исследованием в предложенных задачах – вот чему предстоит нам научиться.

На основе полученных результатов можно будет подготовить доклад для школьной научно-практической конференции.

Поздравляем ребят с успешным прохождением марафона! Желаем всем участникам новых достижений и побед!

Зотова Светлана Анатольевна