Обращения граждан и юридических лиц Версия для слабовидящих
20 декабря 2021 Автор: А.С. Пащенко

Фестиваль педагогических идей

В гимназии состоялся Фестиваль педагогических идей. В течение недели с третьего по девятое декабря проводились открытые уроки, мероприятия, классные часы. Это событие стало знаменательной вехой в профессиональном творчестве учителей, психологов, классных руководителей. Особо важным моментом в школьной жизни стал фестиваль и для учеников, принимавших участие в открытых мероприятиях. Ребята были горды ситуацией, что именно их класс выбрали для участия в фестивале, что именно им довелось участвовать в презентации как своих учебных талантов, так и оказывать помощь учителям в публичном представлении их педагогического опыта.

Всего в рамках фестиваля было проведено 14 открытых мероприятий.

Слайдер фотографий

Учителя начальных классов Самусева Татьяна Васильевна и Волченко Алина Александровна представили открытые уроки русского языка. Урок в 1 «В» классе (учитель Самусева Т.В.) проводился в дистанционном режиме, поскольку класс в этот период был на карантине. Тем не менее учителю удалось включить в активную работу каждого ученика, организовать индивидуальную деятельность и работу в группах. В итоге первоклассники и изучили новую букву «д», и потренировались в ее написании, и в составлении слов с ее использованием, и сделали многое другое для достижения поставленной цели. Стоит еще отметить, что Татьяна Васильевна Самусева в рамках фестиваля провела презентацию своего урока, ставшего победителем регионального этапа конкурса «Мой лучший урок». Урок наполнен ценными методическими рекомендациями и комментариями. Ссылка на урок: https://drive.google.com/drive/folders/1xsvbt1x921c5q1syPViVe9y01bIXQ_CN?usp=sharing

Ребята постарше из 2 «В» класса (учитель Волченко А.А.) на уроке русского языка уже находили взаимосвязи между событиями, составляли свои тексты, учились правильно выражать свои мысли и, конечно, красиво и грамотно писать. Замечательный эмоциональный эффект был достигнут за счет сочетания классических и современных подходов: наряду с использованием информационных технологий ребята получили возможность поработать с бумажным вариантом словарей. Такой подход привнес в урок определенную энергетику интеллектуального опыта предыдущих поколений. 

Не только открытые уроки показали учителя начальных классов. Внеурочное занятие «Наша театральная деятельность», которое провела в преддверии нового года Ольга Анатольевна Иванцова в 1 «А» классе, наряду с обучающими задачами было наполнено психологическими моментами, позволившими детям более уверенно держаться перед зрителями, находить причины своих неудач, смело смотреть в будущее. Занятие было наполнено новогодними атрибутами, условно обозначающими имеющиеся у детей проблемы. В отзыве мамы одного из учеников написано: «Занятие очень ему понравилось, пришёл со снежинкой, объяснил ее смысл и добавил в конце: — Теперь, мама, я смотрю на эту снежинку, а получается я смотрю в глаза своему страху. А ведь снежинка такая красивая. Ольга Анатольевна всю ночь старалась и делала эти снежинки для нас. И мне уже не страшно сделать ошибку… Спасибо большое! Уверена, что не только Мирону понравилось занятие, хороших впечатлений очень много!».

Целый блок открытых занятий провели учителя математики. Мастер-класс Поповой Ольги Владимировны и Макаровой Светланы Александровны «Оригинальные подходы по решению задач по теории вероятностей» собрал много участников – учеников с восьмого по десятый классы. И это не удивительно. Теория вероятностей сегодня быстро набирает обороты во всех сферах человеческой деятельности. Каждый ученик, кто хотя бы немного столкнулся с этим разделом математики, понимает, насколько сложны вероятностные задачи. Особый интерес проявили к теме и учителя математики, поскольку в заданиях ЕГЭ не только увеличивается количество задач по теории вероятностей, но и существенно усложняется качество этих задач. Оригинальная форма преподнесения материала, систематизация методов решения задач по теории вероятностей, новые неожиданные решения увлекли и детей, и взрослых. А внесение игровых моментов – соревнования, работа в командах – сделали урок эмоционально окрашенным. 

Урок математики в 6 «В» классе по теме «Решение задач на проценты» был наполнен большим количеством приемов, позволяющих сформировать у учеников положительную мотивацию к изучению темы. Здесь были и задачи-шутки, и задачи практического содержания, и задачи с опорой на реальные статистические данные по гимназии, и задачи в стихах. Ни один ученик не остался за пределами внимания учителя, были разобраны все методы и подходы решения задач на проценты. Не остались в стороне и вопросы интеграции предметов. На уроке ученики с использованием процентов решили практическую задачу, которую им сформулировала в своем видеообращении учитель химии Гришина Галина Ивановна.

Интегрированный уроки информатики и математики в 10 «И» классе по теме «Задачи с параметрами на ЕГЭ по информатике и математике» провели Крупина Татьяна Владимировна и Андросова Юлия Анатольевна. Затронув невероятно сложную тему, учителя предложили ребятам найти оптимальные способы решения задач с параметрами – графические, аналитические, с использованием программирования. Владение большим количеством инструментов для решения задач полезно каждому школьнику. Итог урока продемонстрировал, что ребята готовы выбирать способы решения задач, наиболее близкие их внутреннему пониманию предмета. А кроме того, ученикам была предоставлена возможность еще раз убедиться в единстве подходов научного познания мира.

На уроке информатики в 8 «И» классе, который провела Щукина Александра Георгиевна, изучалось создание web-страниц с использованием доски Miro. Этот новый инструмент может стать большим подспорьем для учителей при организации работы в группах. А пока его изучают ученики, работающие по программе «Яндекс. Учебник». Гостям урока была показана организация работы с учениками по индивидуальным образовательным маршрутам. Было видно, что ребята могут самостоятельно заниматься целеполаганием, формулированием конкретных задач, моделированием ситуаций, их разработкой и интерпретацией на странице сайта. Слаженная работа учеников на уроке стала возможна благодаря большой предварительной работе учителя по выстраиванию индивидуальных программ для учащихся.

Комарова Анна Игоревна провела открытый урок истории в 10 «А» классе. Представленная на уроке тема «Российская империя в Первой мировой войне» прозвучала в неожиданной подаче через различные архивные материалы, исторические источники. Анна Игоревна сумела показать коллегам, что сложности, которые зачастую испытывают учителя гуманитарных дисциплин в связи с малым количеством часов, отводимых на изучение предмета, возможно решать через использование таких прогрессивных методов, как проблемное изучение, 4К-компетенции, через погружение учащихся в ситуации, отражающие эмоциональные переживания участников событий. Красной нитью через весь урок прошла идея, реализуемая педагогическим коллективом гимназии, — работа в контексте парадигмы: от образования запоминания к образованию понимания. В итоге огромный пласт исторических событий ребятам удалось изучить лишь за один урок.

Естественно-научный цикл предметов представляли учителя Ершова Владлена Юрьевна, Худякова Наталья Валентиновна, Вашлаева Ольга Вячеславовна. Активное развитие естественных наук в XXI веке ставит перед учителями задачу формирования у школьников естественнонаучной картины мира через призму современности, понимания необходимости системных знаний о природе. А это невозможно без прочного фундамента из знаний, умений и навыков. На уроке биологии в 9 «Б» классе по теме «Индивидуальное развитие организма. Эмбриогенез» (учитель Ершова В.Ю.) сложный биологический язык и стадии эмбриогенеза ребята освоили через практическую работу по делению клетки. Организованная работа в группах способствовала развитию у ребят навыков коммуникации, кооперации, креативности и критического мышления (технология 4К). Ученикам за урок удалось пройти все этапы исследовательской деятельности: от выдвижения гипотезы до фиксации результатов и формулирования выводов. Каждая группа сумела представить свою работу перед классным коллективом. 

На интегрированном уроке физики и химии в 7 «И» классе по теме «Исследование свойств плотности материалов» (учителя Вашлаева О.В. и Худякова Н.В.) семиклассники через обобщение уже изученных на уроках физики свойств плотности материалов решали практическую задачу, поставленную для них сотрудниками инженерного центра гимназии. Для этого ребятам пришлось поработать с химическим оборудованием, применить для анализа ситуации имеющиеся знания из физики и сделать самостоятельные выводы. И хотя в расписании учеников седьмого класса предмета химии еще нет, ребятам на помощь пришел жизненный опыт и имеющиеся знания из других учебных дисциплин. Интерес учеников учителя старались поддерживать созданием нестандартных ситуаций. При этом на каждом этапе урока от ребят требовалось объяснение происходящих явлений. Таким путем осуществлялась реализация элементов парадигмы «от образования запоминания к образованию понимания».

Важной особенностью фестиваля педагогических идей стало включение в него мероприятий воспитательной направленности. Участвуя в проекте «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», учителя гимназии активно используют предложенные методические материалы. В период повышенного внимания к воспитательной работе школы материалы проекта ЛРОС помогают интересно и разнообразно организовывать классные часы, психологические тренинги, развивающие события. В этом могли убедиться посетители открытых мероприятий фестиваля. 

Классный руководитель 6 «В» класса Закирова Анастасия Олеговна представила со своими учениками классный час «Образ Я». В неформальной обстановке ребята сумели представить свои личностные особенности, ближе узнать друг друга и своего учителя. Такие мероприятия, несомненно, настраивают школьников на сотрудничество, совместную деятельность, что способствует положительной мотивации к учебе, творчеству, общественной работе. 

На классном часе «Профессиональное самоопределение старшеклассников» в 10 «И» классе (классный руководитель Редько Елена Викторовна) ребята поднимали серьезные вопросы построения своего будущего, значимости своей деятельности для людей, уважительного отношения к окружающим. При создании ситуации коммуникации стали полезными методические советы проекта ЛРОС, которые Елена Викторовна умело встраивала в процесс образовательного события.

Особый интерес вызвали занятия, проведенные педагогами-психологами гимназии Куликовой Еленой Васильевной и Оскаревой Викторией Сергеевной. Час общения с психологом в 4 «Б» классе «Легко ли быть самим собой» (Куликова Е.В.) стал важной ступенькой в работе, проводимой психологом в этом классе совместно с классным руководителем Илларионовой Натальей Спиридоновной. Ребята, почти выпускники уровня начального общего образования, умело формулируют свои проблемы, мысли, строят прогнозы личностного роста. Важным результатом мероприятия стало подведение каждого ребенка к мысли о важности осознания значимости своего «Я» и принятия чужого «Я».

Оскарева Виктория Сергеевна провела открытое занятие со сборной группой из пятиклассников. Тема «Мы разные, мы вместе» касалась вопросов формирования навыков коммуникации и кооперации. Умело подобранные задания, смена деятельностных ситуаций, предоставление детям возможности смело высказывать собственное мнение способствовало созданию ситуации открытого общения и сотрудничества. Занятие продемонстрировало педагогам насколько важно для учеников, перешедших на новый образовательный уровень, быть услышанными, понятыми, принятыми.

Каждое мероприятие фестиваля было наполнено оригинальными педагогическими идеями, чувствовалась индивидуальность каждого педагога, открывающего свои занятия, уроки для коллег. Наряду со ставшими уже всем привычными информационными технологиями использовались новые образовательные ресурсы и технологические приемы. Очень полезными и важными стали рекомендации, замечания гостей, посетивших мероприятия фестиваля. 

Фестиваль педагогических идей во Второй Новосибирской гимназии стал важной точкой профессионального роста для коллектива, наполненной надеждой на дальнейшее развитие педагогических талантов.

Андросова Ю.А.