Обращения граждан и юридических лиц Версия для слабовидящих
31 января 2022 Автор: А.С. Пащенко

Лучший аналитический материал

С большой радостью поздравляем корреспондента мультимедийной редакции Второй Новосибирской гимназии Софию Фирсову с победой в городском конкурсе детско-юношеской журналистики «Это наш край», организованной Центром развития творчества детей и юношества «Заельцовский»!
28 января были подведены итоги городского конкурса детско-юношеской журналистики «Это наш край», где наш корреспондент София Фирсова (ученица 8 «А» класса) участвовала в номинации «Литературная журналистика» с аналитическим материалом по кибербуллингу «Гигабайты гнева». С работой Софии вы можете ознакомиться ниже.

По результатам работы жюри, в состав которого вошли ученые-филологи, практикующие и преподающие журналисты и фотографы, из 51-й работы, представленной в данной номинации, материал Софии вошел в число лучших и занял первое место. Итоги конкурса можно посмотреть в прикрепленном файле. Победители конкурса получат дипломы и подарки, а лучшие работы войдут в печатный сборник.
Мультимедийная редакция «ISO» вместе с Соней, конечно, с нетерпением ждет момента награждения!


ИТОГИ_1-2номинации

Гигабайты гнева

5 ноября текущего года впервые отмечался Международный день борьбы с насилием и издевательствами в школе. Насилие – явление многоплановое: оно может быть физическим, психологическим, речевым… В последнее время актуальной проблемой стало интернет-насилие, или кибербуллинг.  Как отмечает редакция «Газета.ru», кибербуллинг детей усиливается: в 2021 году количество резонансных случаев интернет-травли несовершеннолетних увеличилось на 43%, по сравнению с 2020-м годом[1].

 Если обратиться к поисковым системам, то пик пользовательских запросов, содержащих слово «кибербуллинг», пришелся на февраль 2021 года и максимальную популярность набрал среди пользователей из республики Саха[2]. Возможно, этот всплеск связан с информацией о возбуждении уголовного дела против 16-летней школьницы, вымогавшей деньги у детей в социальной сети[3]. Как бы то ни было, интерес у общества к вопросу насилия и издевательств в Интернет стабилен, а значит, и проблема эта остается актуальной.

В рамках этого вопроса интересны последние исследования сети «ВКонтакте», занимающейся изучением в данной области с 2019 года. По их результатам, людей, занимающихся кибербуллингом, можно разделить на две группы: на тех, кто пытается восстановить справедливость, и тех, кто пытается таким способом развлечься[4]. Основываясь на этих исследованиях, можно сделать вывод, что проблема кибербуллинга – проблема психологическая и социальная. Как утверждает компетентный источник в области медицинских исследований, у подростков, подвергающихся кибербуллингу, риск возникновения суицидальных мыслей и тенденции к селфхармингу в 12 раз выше[5].

Что же в Новосибирске? Из относительно недавних событий – открытый конфликт между журналистом и сотрудником пресс-центра мэрии города по причине травли в сети[6]. Правовую оценку этому событию дадут соответствующие структуры, однако этот пример иллюстрирует подверженность импульсивным состояниям под воздействием систематических оскорблений в сети и у взрослых, вполне состоявшихся людей. Что уж говорить о подростках…

С чем, однако, связано такое желание выражать агрессию через сетевое общение? Возможно, корни этой проблемы стоит искать в изменении общества, случившемся в последние пару десятилетий, и превращении его в информационное. Оно подразумевает совершенно новый способ коммуникации – сетевой, с использованием гаджетов. Этот способ, по мнению ведущих психологов института психологии РАН, совершенно нивелирует предыдущий способ организации социальных взаимоотношений и существенно влияет на приоритеты детей. «Если раньше, — говорит педагог-психолог МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия В.С.Оскарева, — люди могли решать конфликты между собой, встретившись на улице, на работе, в школе, подравшись, поругавшись, то теперь на первый план выходит другой вид агрессии – речевой. Физическая агрессия всегда порицается: за избиением всегда следует наказание. А в виртуальной сфере наше законодательство пока не пришло к какому-то конкретному плану действий. Детям же важно самоутвердиться – разными способами – хорошими и дурными, и этому должно быль множество свидетелей. Интернет позволяет это сделать».

Конечно, с несдержанными и желающими именно так проявить себя детьми работают педагог-психолог и социальный педагог в образовательном учреждении. Но кибербуллить могут и люди, не обучающиеся в школе со своими жертвами… Как быть в этом случае?

Ответ на этот вопрос ищем в области медиаобразования, которое становится все более актуальным в последнее время. «Вопрос поведения, коммуникации в сети очень актуален, — утверждает учитель русского языка, медиапедагог «Второй Новосибирской гимназии» А.В.Гимельберг. – И решению проблем в этой сфере нужно обучать всех – и детей, и взрослых. На уроках, на классных часах, на собраниях, делясь ссылками на полезные ресурсы… Вариантов много. Главное, чтобы человек не замыкался в себе, знал, куда идти, к кому обратиться; знал, что любое насилие в нашей стране противоправно и наказуемо, а, следовательно, – и держал себя в рамках, не позволяющих его совершать над другими».

И в области информирования детей, педагогов и родителей есть определенное продвижение: мультимедийные проекты и форумы (например, тот, который прошел 11 ноября на платформе Учи.ру[7]), специальные программы для лагерей и школьных летних смен (онлайн-смена «КиберЛето-2020»[8]), тематические группы в социальных сетях (паблик «Сообщества студентов НГУ против кибербуллинга»[9]) и др. Однако каждый из этих шагов требует популяризации, рекламы для широкой общественности.

Вопросы регулирования правовых отношений в сети решаются статьей 10.6 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Уголовным Кодексом нашей страны, существенно дополненным с 10 января 2021 уточнениями по взаимодействию в информационном пространстве. Это значит, что государство всерьез обеспокоилось правонарушениями в Интернет, в том числе и травлей. Но главное – суметь вовремя обратиться за помощью. А для этого необходимо обладать знаниями и – самое важное – быть в гармоничных отношениях с окружающими людьми, прежде всего – родителями и учителями, идти навстречу друг другу и ни в коем случае не допускать дистанцирования друг от друга. Тогда, может быть, и сама актуальность Международного дня борьбы с насилием и издевательствами, во всяком случае, в кибер-пространстве, перестанет существовать.


[1] https://www.gazeta.ru/social/2021/11/11/14192821.shtml?updated

[2] https://trends.google.ru/trends/explore?geo=RU&q=%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3

[3] https://iz.ru/1136254/marta-litvinova/dostoinyi-vykhod-kak-spravitsia-s-kiberbullingom

[4] https://paperpaper.ru/tri-vyvoda-o-kiberbullinge-iz-novog/

[5] https://www.medscape.com/viewarticle/951075

[6] https://www.znak.com/2020-11-03/pod_novosibirskom_sotrudnik_press_centra_merii_izbil_zhurnalista_za_kiberbulling

[7] https://novosibirsk.bezformata.com/listnews/berdskoy-administratcii-nazval-prichini/88505408/

[8] https://novosibirsk.bezformata.com/listnews/detej-v-seti-rasskazali-rossijskie/84581174/

[9] https://novosibirsk.bezformata.com/listnews/studenti-ngu-sozdali-pablik/79080134/