Обращения граждан и юридических лиц Версия для слабовидящих

Описание курса ОРКиСЭ

Опи­сание це­лей и за­дач кур­са ОРК­СЭ в на­чаль­ной шко­ле

Учеб­ный пред­мет ОРС­КЭ оп­ре­делен в фе­дераль­ном го­сударс­твен­ном об­ра­зова­тель­ном стан­дарте на­чаль­но­го об­ще­го об­ра­зова­ния в раз­де­ле тре­бова­ний к струк­ту­ре ос­новных об­ра­зова­тель­ных прог­рамм.

В со­от­ветс­твии с рас­по­ряже­ни­ем Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 28 ян­ва­ря 2012 г. № 84-р ус­та­нав­ли­ва­ет­ся нор­ма об обя­затель­ном изу­чении учеб­но­го пред­ме­та «Ос­но­вы ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки» в 4 клас­се в объеме 34 учеб­ных ча­сов (1 учеб­ный час в не­делю в те­чение все­го учеб­но­го го­да) во всех об­ще­об­ра­зова­тель­ных ор­га­низа­ци­ях всех субъек­тов РФ., что бы­ло зак­репле­но инс­трук­тивно-нор­ма­тив­ным пись­мом Ми­нис­терс­тва об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 22.08.2012 № 08-250 «О вве­дении учеб­но­го кур­са ОРК­СЭ».

Сог­ласно при­казу Ми­нобр­на­уки Рос­сии от 18 де­каб­ря 2012 г. N 1060 «О вне­сении из­ме­нений в фе­дераль­ный го­сударс­твен­ный об­ра­зова­тель­ный стан­дарт на­чаль­но­го об­ще­го об­ра­зова­ния, ут­верж­ден­ный при­казом Ми­нис­терс­тва об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 6 ок­тября 2009 г. № 373» наз­ва­ние пред­метной об­ласти «Ос­но­вы ду­хов­но-нравс­твен­ной куль­ту­ры на­родов Рос­сии» за­мене­но на «Ос­но­вы ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки». Пред­метная об­ласть и пре­пода­ва­емый в этой об­ласти пред­мет в 4 клас­се те­перь на­зыва­ют­ся оди­нако­во.

Об­ра­зова­тель­ные ор­га­низа­ции са­мос­то­ятель­но фор­ми­ру­ют собс­твен­ные ос­новные об­ра­зова­тель­ные прог­раммы школ (сос­тавной частью ко­торых яв­ля­ет­ся учеб­ный план) на ос­но­вании ФГОС НОО, ру­ководс­тву­ясь нор­ма­ми Фе­дераль­но­го за­кона, нор­ма­тив­ных пра­вовых ак­тов Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции и Ми­нобр­на­уки Рос­сии, с уче­том при­мер­ной ос­новной об­ра­зова­тель­ной прог­раммы (в том чис­ле и в час­ти пред­метной об­ласти «Ос­но­вы ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки»).

Ос­но­вы ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки

Обес­пе­чение ду­хов­но-нравс­твен­но­го раз­ви­тия и вос­пи­тания лич­ности граж­да­нина Рос­сии яв­ля­ет­ся клю­чевой за­дачей сов­ре­мен­ной го­сударс­твен­ной об­ра­зова­тель­ной по­лити­ки Рос­сий­ской Фе­дера­ции. Но­вый Фе­дераль­ный го­сударс­твен­ный стан­дарт об­ще­го об­ра­зова­ния ста­вит од­ной из за­дач «ду­хов­но-нравс­твен­ное раз­ви­тие и вос­пи­тание обу­ча­ющих­ся на сту­пени на­чаль­но­го об­ра­зова­ния, ста­нов­ле­ния их граж­данс­кой иден­тичнос­ти как ос­но­вы раз­ви­тия граж­данс­ко­го об­щест­ва» и, как ре­зуль­тат, «фор­ми­рова­ние це­лост­но­го, со­ци­аль­но ори­ен­ти­рован­но­го взгля­да на мир в его ор­га­нич­ном единс­тве и раз­но­об­ра­зии при­роды, на­родов, куль­тур и ре­лигий».

Та­ким об­ра­зом, ду­хов­но-нравс­твен­ное раз­ви­тие граж­дан Рос­сии яв­ля­ет­ся од­ной из при­ори­тет­ных за­дач сов­ре­мен­ной об­ра­зова­тель­ной сис­те­мы и предс­тав­ля­ет со­бой за­коно­датель­но зак­реплен­ный со­ци­аль­ный за­каз для об­ще­го об­ра­зова­ния.

Комп­лек­сный учеб­ный курс «Ос­но­вы ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки» (да­лее – ОРК­СЭ) ре­али­зу­ет­ся в 4-х клас­сах об­ще­об­ра­зова­тель­ных ор­га­низа­ций во всех субъек­тах Рос­сий­ской Фе­дера­ции в со­от­ветс­твии с рас­по­ряже­ни­ями Пред­се­дате­ля Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 11 ав­густа 2009г. (ВП-П44-4632) и Пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 28 ян­ва­ря 2012 г. № 84-р. 
В рам­ках дан­но­го учеб­но­го пред­ме­та по вы­бору обу­ча­ющих­ся или по вы­бору их ро­дите­лей (за­кон­ных предс­та­вите­лей) изу­ча­ют­ся мо­дули: ос­но­вы пра­вос­лавной куль­ту­ры, ос­но­вы ис­ламс­кой куль­ту­ры, ос­но­вы буд­дий­ской куль­ту­ры, ос­но­вы иудей­ской куль­ту­ры, ос­но­вы ми­ровых ре­лиги­оз­ных куль­тур, ос­но­вы светс­кой эти­ки.

Учеб­ный мо­дуль «Ос­но­вы пра­вос­лавной куль­ту­ры»

Рос­сия — на­ша Ро­дина.

Вве­дение в пра­вос­лавную ду­хов­ную тра­дицию. Осо­бен­ности вос­точно­го хрис­ти­анс­тва. Куль­ту­ра и ре­лигия. Во что ве­рят пра­вос­лавные хрис­ти­ане. Доб­ро и зло в пра­вос­лавной тра­диции. Зо­лотое пра­вило нравс­твен­ности. Лю­бовь к ближ­не­му. От­но­шение к тру­ду. Долг и от­ветс­твен­ность. Ми­лосер­дие и сост­ра­дание. Пра­вос­ла­вие в Рос­сии. Пра­вос­лавный  храм и дру­гие свя­тыни. Сим­во­личес­кий язык пра­вос­лавной куль­ту­ры: хрис­ти­анс­кое ис­кусс­тво (ико­ны, фрес­ки, цер­ковное пе­ние, прик­ладное ис­кусс­тво), пра­вос­лавный ка­лен­дарь. Празд­ни­ки. Хрис­ти­анс­кая семья и её цен­ности. Лю­бовь и ува­жение к Оте­чест­ву. Пат­ри­отизм мно­гона­ци­ональ­но­го и мно­гокон­фесси­ональ­но­го на­рода Рос­сии.

Учеб­ный мо­дуль «Ос­но­вы ис­ламс­кой куль­ту­ры»

Рос­сия — на­ша Ро­дина.

Вве­дение в ис­ламс­кую ду­хов­ную тра­дицию. Куль­ту­ра и ре­лигия. Про­рок Му­хам­мад — об­ра­зец че­лове­ка и учи­тель нравс­твен­ности в ис­ламс­кой тра­диции. Стол­пы ис­ла­ма и ис­ламс­кой эти­ки. Обя­зан­ности му­суль­ман. Для че­го пост­ро­ена и как уст­ро­ена ме­четь. Му­суль­манс­кое ле­то­ис­числе­ние и ка­лен­дарь. Ис­лам в Рос­сии. Семья в ис­ла­ме. Нравс­твен­ные цен­ности ис­ла­ма. Празд­ни­ки ис­ламс­ких на­родов Рос­сии: их про­ис­хожде­ние и осо­бен­ности про­веде­ния. Ис­кусс­тво ис­ла­ма. Лю­бовь и ува­жение к Оте­чест­ву. Пат­ри­отизм мно­гона­ци­ональ­но­го и мно­гокон­фесси­ональ­но­го на­рода Рос­сии.

Учеб­ный мо­дуль «Ос­но­вы буд­дий­ской куль­ту­ры»

Рос­сия — на­ша Ро­дина.

Вве­дение в буд­дий­скую ду­хов­ную тра­дицию. Куль­ту­ра и ре­лигия. Буд­да и его уче­ние. Буд­дий­ские свя­тые. Буд­ды. Семья в буд­дий­ской куль­ту­ре и её цен­ности. Буд­дизм в Рос­сии. Че­ловек в буд­дий­ской кар­ти­не ми­ра. Буд­дий­ские сим­во­лы. Буд­дий­ские ри­ту­алы. Буд­дий­ские свя­тыни. Буд­дий­ские свя­щен­ные со­ору­жения. Буд­дий­ский храм. Буд­дий­ский ка­лен­дарь. Празд­ни­ки в буд­дий­ской куль­ту­ре. Ис­кусс­тво в буд­дий­ской куль­ту­ре.

Лю­бовь и ува­жение к Оте­чест­ву. Пат­ри­отизм мно­гона­ци­ональ­но­го и мно­гокон­фесси­ональ­но­го на­рода Рос­сии.

Учеб­ный мо­дуль «Ос­но­вы иудей­ской куль­ту­ры»

Рос­сия — на­ша Ро­дина.

Вве­дение в иудей­скую ду­хов­ную тра­дицию. Куль­ту­ра и ре­лигия. То­ра — глав­ная кни­га иуда­из­ма. Клас­си­чес­кие текс­ты иуда­из­ма. Пат­ри­ар­хи ев­рей­ско­го на­рода. Про­роки и пра­вед­ни­ки в иудей­ской куль­ту­ре. Храм в жиз­ни иуде­ев. Наз­на­чение си­наго­ги и её уст­рой­ство. Суб­бо­та (Ша­бат) в иудей­ской тра­диции. Иуда­изм в Рос­сии. Тра­диции иуда­из­ма в пов­седнев­ной жиз­ни ев­ре­ев. От­ветс­твен­ное при­нятие за­пове­дей. Ев­рей­ский дом. Зна­комс­тво с ев­рей­ским ка­лен­да­рём: его уст­рой­ство и осо­бен­ности. Ев­рей­ские празд­ни­ки: их ис­то­рия и тра­диции. Цен­ности се­мей­ной жиз­ни в иудей­ской тра­диции. Лю­бовь и ува­жение к Оте­чест­ву. Пат­ри­отизм мно­гона­ци­ональ­но­го и мно­гокон­фесси­ональ­но­го на­рода Рос­сии.

Учеб­ный мо­дуль «Ос­но­вы ми­ровых ре­лиги­оз­ных куль­тур»

Рос­сия — на­ша Ро­дина.

Куль­ту­ра и ре­лигия. Древ­ней­шие ве­рова­ния. Ре­лигии ми­ра и их ос­но­вате­ли. Свя­щен­ные кни­ги ре­лигий ми­ра. Хра­ните­ли пре­дания в ре­лиги­ях ми­ра. Че­ловек в ре­лиги­оз­ных тра­дици­ях ми­ра. Свя­щен­ные со­ору­жения. Ис­кусс­тво в ре­лиги­оз­ной куль­ту­ре. Ре­лигии Рос­сии. Ре­лигия и мо­раль. Нравс­твен­ные за­пове­ди в ре­лиги­ях ми­ра. Ре­лиги­оз­ные ри­ту­алы. Обы­чаи и об­ря­ды. Ре­лиги­оз­ные ри­ту­алы в ис­кусс­тве. Ка­лен­да­ри ре­лигий ми­ра. Празд­ни­ки в ре­лиги­ях ми­ра. Семья, се­мей­ные цен­ности. Долг, сво­бода, от­ветс­твен­ность, уче­ние и труд. Ми­лосер­дие, за­бота о сла­бых, вза­имо­помощь, со­ци­аль­ные проб­ле­мы об­щест­ва и от­но­шение к ним раз­ных ре­лигий. Лю­бовь и ува­жение к Оте­чест­ву. Пат­ри­отизм мно­гона­ци­ональ­но­го и  мно­гокон­фесси­ональ­но­го на­рода Рос­сии.

Учеб­ный мо­дуль «Ос­но­вы светс­кой эти­ки»

Рос­сия — на­ша Ро­дина.

Куль­ту­ра и мо­раль. Эти­ка и её зна­чение в жиз­ни че­лове­ка. Празд­ни­ки как од­на из форм ис­то­ричес­кой па­мяти. Об­разцы нравс­твен­ности в куль­ту­рах раз­ных на­родов. Го­сударс­тво и мо­раль граж­да­нина. Об­разцы нравс­твен­ности в куль­ту­ре Оте­чест­ва. Тру­довая мо­раль. Нравс­твен­ные тра­диции предп­ри­нима­тель­ства. Что зна­чит быть нравс­твен­ным в на­ше вре­мя? Выс­шие нравс­твен­ные цен­ности, иде­алы, прин­ци­пы мо­рали. Ме­тоди­ка соз­да­ния мо­раль­но­го ко­дек­са в шко­ле. Нор­мы мо­рали. Эти­кет. Об­ра­зова­ние как нравс­твен­ная нор­ма. Ме­тоды нравс­твен­но­го са­мосо­вер­шенс­тво­вания. Лю­бовь и ува­жение к Оте­чест­ву. Пат­ри­отизм мно­гона­ци­ональ­но­го и мно­гокон­фесси­ональ­но­го на­рода Рос­сии.

Учеб­ный курс ОРК­СЭ яв­ля­ет­ся еди­ной комп­лек­сной учеб­но-вос­пи­татель­ной сис­те­мой. Все его мо­дули сог­ла­су­ют­ся меж­ду со­бой по пе­даго­гичес­ким це­лям, за­дачам, тре­бова­ни­ям к ре­зуль­та­там ос­во­ения учеб­но­го со­дер­жа­ния, дос­ти­жение ко­торых обу­ча­ющи­мися дол­жен обес­пе­чить об­ра­зова­тель­ный про­цесс, в гра­ницах учеб­но­го кур­са, а так­же в сис­те­ме со­дер­жа­тель­ных, по­нятий­ных, цен­ност­но-смыс­ло­вых свя­зей учеб­но­го пред­ме­та с дру­гими гу­мани­тар­ны­ми пред­ме­тами на­чаль­ной и ос­новной шко­лы.

Цель учеб­но­го кур­са ОРК­СЭ – фор­ми­рова­ние у млад­ше­го под­рост­ка мо­тива­ций к осоз­нанно­му нравс­твен­но­му по­веде­нию, ос­но­ван­но­му на зна­нии и ува­жении куль­тур­ных и ре­лиги­оз­ных тра­диций мно­гона­ци­ональ­но­го на­рода Рос­сии, а так­же к ди­ало­гу с предс­та­вите­лями дру­гих куль­тур и ми­ровозз­ре­ний.

За­дачи учеб­но­го кур­са ОРК­СЭ:

  1. Зна­комс­тво обу­ча­ющих­ся с ос­но­вами пра­вос­лавной, му­суль­манс­кой, буд­дий­ской, иудей­ской куль­тур, ос­но­вами ми­ровых ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки;
  2. Раз­ви­тие предс­тав­ле­ний млад­ше­го под­рост­ка о зна­чении нравс­твен­ных норм и цен­ностей;
  3. Обоб­ще­ние зна­ний, по­нятий и предс­тав­ле­ний о ду­хов­ной куль­ту­ре и мо­рали, по­лучен­ных обу­ча­ющи­мися в на­чаль­ной шко­ле, и фор­ми­рова­ние у них цен­ност­но-смыс­ло­вых ми­ровозз­рен­ческих ос­нов, обес­пе­чива­ющих це­лост­ное восп­ри­ятие оте­чест­вен­ной ис­то­рии и куль­ту­ры при изу­чении гу­мани­тар­ных пред­ме­тов на сту­пени ос­новной шко­лы;
  4. Раз­ви­тие спо­соб­ностей школь­ни­ков к об­ще­нию в по­ли­эт­ни­чес­кой и мно­гокон­фесси­ональ­ной сре­де на ос­но­ве вза­им­но­го ува­жения и ди­ало­га во имя об­щест­вен­но­го ми­ра и сог­ла­сия.

Нор­ма­тив­но-пра­вовая ба­за вве­дения и ре­али­зации кур­са ОРК­СЭ

  • ­Фе­дераль­ный за­кон «Об об­ра­зова­нии в Рос­сий­ской Фе­дера­ции» от 29 де­каб­ря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 87. Осо­бен­ности изу­чения ос­нов ду­хов­но-нравс­твен­ной куль­ту­ры на­родов Рос­сий­ской Фе­дера­ции. Осо­бен­ности по­луче­ния те­оло­гичес­ко­го и ре­лиги­оз­но­го об­ра­зова­ния.
  • ­При­каз Ми­нис­терс­тва об­ра­зова­ния и на­уки от 01.02.2012 № 74 «О вне­сении из­ме­нений в фе­дераль­ный ба­зис­ный учеб­ный план и при­мер­ные учеб­ные пла­ны для об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний Рос­сий­ской Фе­дера­ции, ре­али­зу­ющих прог­раммы об­ще­го об­ра­зова­ния, ут­верж­ден­ные при­казом Ми­нис­терс­тва об­ра­зова­ния Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 9 мар­та 2004 г. N 1312» (ут­ра­тил си­лу в свя­зи с пе­рехо­дом на ФГОС 2009 го­да).
  • ­Пись­мо Ми­нис­терс­тва об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 22.08.2012 № 08-250 «О вве­дении учеб­но­го кур­са ОРК­СЭ».
  • ­            При­каз Ми­нис­терс­тва об­ра­зова­ния и на­уки от 18.12.2012 №1060 «О вне­сении из­ме­нений в фе­дераль­ный го­сударс­твен­ный об­ра­зова­тель­ный стан­дарт на­чаль­но­го об­ще­го об­ра­зова­ния, ут­верж­дён­ный при­казом Ми­нис­терс­тва об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 6 ок­тября 2009 г. N 373».
  • ­При­каз Ми­нис­терс­тва об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции (Ми­нобр­на­уки Рос­сии) от 31 мар­та 2014 г. № 253, Моск­ва. “Об ут­верж­де­нии фе­дераль­но­го пе­реч­ня учеб­ни­ков, ре­комен­ду­емых к ис­поль­зо­ванию при ре­али­зации име­ющих го­сударс­твен­ную акк­ре­дита­цию об­ра­зова­тель­ных прог­рамм на­чаль­но­го об­ще­го, ос­новно­го об­ще­го, сред­не­го об­ще­го об­ра­зова­ния” (2014/2015 учеб­ный год).
  • ­Пись­мо Ми­нис­терс­тва об­ра­зова­ния и на­уки Рос­сий­ской Фе­дера­ции  от 21 ап­ре­ля 2014 го­да №08-516  «О ре­али­зации кур­са ОРК­СЭ»