Обращения граждан и юридических лицВерсия для слабовидящих

Основы религиозных культур и светской этики

Ра­бочая прог­рамма «Ос­но­вы ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки »

Мо­дуль « Светс­кая эти­ка»

В 4 -5-х клас­сах на 2011 – 2012 учеб­ный год

Учи­тель Ти­хоми­рова Еле­на Ев­геньев­на

Все­го ча­сов ( фак­ти­чес­кое ) – 34 (16 ча­сов в 4-х клас­сах, 18 ча­сов в 5-х клас­сах)

Ко­личест­во ча­сов, от­во­димых по прог­рамме – 34

Прог­рамма «Ос­но­вы ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки » М.,2009.

Учеб­ник «Ос­но­вы ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки. Светс­кая эти­ка». М., Прос­ве­щение, 2010.

ПО­ЯС­НИ­ТЕЛЬ­НАЯ ЗА­ПИС­КА

Проб­ле­ма ре­лиги­оз­но­го об­ра­зова­ния, вос­пи­тания ре­лиги­оз­ной то­лерант­нос­ти и иден­ти­фика­ции под­раста­юще­го по­коле­ния се­год­ня сто­ит очень ост­ро и в це­лом  в ми­ре, и в на­шей стра­не в част­нос­ти. Впол­не оче­вид­но, что ре­лиги­оз­ную сос­тавля­ющую на­ряду с на­укой,  ис­кусс­твом, мо­ралью и пра­вом как важ­ней­шую часть ду­хов­ной куль­ту­ры че­лове­чест­ва не­воз­можно ос­та­вить вне ра­мок школь­ной прог­раммы без су­щест­вен­но­го ущер­ба для ка­чест­ва об­ра­зова­ния, ду­хов­но-нравс­твен­но­го ста­нов­ле­ния лич­ности.

Воп­ро­сы, свя­зан­ные с вве­дени­ем в школь­ную прог­рамму ре­лиги­оз­ной те­мати­ки, расс­мат­ри­ва­емой  в рам­ках куль­ту­роло­гичес­ко­го под­хо­да, име­ют се­год­ня осо­бен­но важ­ное зна­чение, пос­коль­ку ха­рак­тер светс­кой шко­лы оп­ре­деля­ет­ся в том чис­ле и  ее от­но­шени­ями с со­ци­аль­ным ок­ру­жени­ем,  ре­лиги­оз­ны­ми объеди­нени­ями, приз­на­ни­ем сво­боды ве­ро­ис­по­веда­ния и ми­ровозз­ре­ния участ­ни­ков об­ра­зова­тель­но­го про­цес­са. Зап­рос на ре­лиги­оз­ное об­ра­зова­ние, ре­ша­ющее за­дачи ду­хов­но-нравс­твен­но­го вос­пи­тания граж­дан Рос­сии, ос­та­ет­ся слиш­ком вы­соким, что­бы ос­тать­ся без от­ве­та.

В то же вре­мя пре­пода­вание ос­нов ре­лиги­оз­ной куль­ту­ры в об­ще­об­ра­зова­тель­ной шко­ле не­сет с со­бой не­об­хо­димость ре­шения труд­ней­ших куль­ту­роло­гичес­ких, эти­чес­ких, пра­вовых, пси­холо­гичес­ких, ди­дак­ти­чес­ких и вос­пи­татель­ных проб­лем, мно­гок­ратно уси­лива­ющих­ся в ус­ло­ви­ях гло­баль­ных сдви­гов и раз­ру­шения тра­дици­он­ных форм иден­тичнос­ти.

В этой свя­зи осо­бо ак­ту­аль­ным ста­новит­ся вклю­чение в школь­ную прог­рамму кур­са «Ос­но­вы ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки», име­юще­го комп­лек­сный ха­рак­тер и предс­тав­ля­юще­го пять важ­ней­ших на­ци­ональ­ных ду­хов­ных тра­диций – пра­вос­ла­вие, ис­лам, буд­дизм, иуда­изм, светс­кую эти­ку.

ОБ­ЩАЯ ХА­РАК­ТЕ­РИС­ТИ­КА УЧЕБ­НО­ГО КУР­СА

Цель комп­лек­сно­го учеб­но­го кур­са «Ос­но­вы ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки» – фор­ми­рова­ние рос­сий­ской граж­данс­кой иден­тичнос­ти млад­ше­го школь­ни­ка пос­редс­твом его при­об­ще­ния к оте­чест­вен­ной ре­лиги­оз­но-куль­тур­ной тра­диции.

Ос­новное куль­ту­роло­гичес­кое по­нятие учеб­но­го кур­са – «рос­сий­ская ре­лиги­оз­но-куль­тур­ная тра­диция». Его мож­но расс­мат­ри­вать как ка­тего­рию, ин­тегри­ру­ющую в сво­ем се­ман­ти­чес­ком прост­ранс­тве по­нятия «тра­диция», «ре­лиги­оз­ная тра­диция», «куль­тур­ная тра­диция».

Но­вый пред­мет приз­ван ак­ту­али­зиро­вать в со­дер­жа­нии об­ще­го об­ра­зова­ния, смо­дели­ровать пе­даго­гичес­ки­ми средс­тва­ми рос­сий­скую ре­лиги­оз­но-куль­тур­ную тра­дицию, соз­дать ус­ло­вия для при­об­ще­ния к ней рос­сий­ских школь­ни­ков.

Оте­чест­вен­ная ре­лиги­оз­но-куль­тур­ная тра­диция не­сов­мести­ма с уни­фика­ци­ей со­дер­жа­ния раз­ных ре­лигий и эти­чес­ких уче­ний. Ее прин­цип – общ­ность в мно­го­об­ра­зии, «мно­го­единс­тво» – от­ра­жа­ет куль­тур­ную, со­ци­аль­ную, эт­ни­чес­кую, ре­лиги­оз­ную слож­ность как на­шей стра­ны, так и сов­ре­мен­но­го ми­ра.

Оте­чест­вен­ная ре­лиги­оз­но-куль­тур­ная тра­диция – об­щая ду­хов­ная ос­но­ва мно­гона­ци­ональ­но­го на­рода Рос­сии – фор­ми­ру­ет­ся ис­то­ричес­ки и ак­ту­али­зиру­ет­ся се­год­ня под воз­дей­ствие ря­да фак­то­ров:

  • об­щая ис­то­ричес­кая судь­ба на­родов Рос­сии, ис­по­веду­ющих раз­ные ре­лигии;
  • еди­ное прост­ранс­тво сов­ре­мен­ной об­щест­вен­ной жиз­ни, вклю­ча­ющее общ­ность го­сударс­тва, язы­ка, об­ра­зова­ния, куль­ту­ры, эко­номи­ки, пра­ва, мен­та­лите­та, раз­ви­тую сис­те­му меж­личност­ных от­но­шений;
  • мно­жест­во об­ще­наци­ональ­ных вы­зовов внут­ренне­го и внеш­не­го пла­на, со­дей­ству­ющих кон­со­лида­ции об­щест­ва под уг­ро­зой его раз­ру­шения.

Учеб­ный курс со­дер­жа­тель­но раск­ры­ва­ет рос­сий­скую ре­лиги­оз­но-куль­тур­ную тра­дицию в пре­делах от­ве­ден­но­го учеб­но­го вре­мени с уче­том об­ра­зова­тель­ных воз­можнос­тей млад­ших под­рост­ков.

Учеб­ный курс име­ет комп­лек­сный ха­рак­тер и вклю­ча­ет 6 мо­дулей: «Ос­но­вы пра­вос­лавной куль­ту­ры», «Ос­но­вы ис­ламс­кой куль­ту­ры», «Ос­но­вы буд­дий­ской куль­ту­ры», «Ос­но­вы иудей­ской куль­ту­ры», «Ос­но­вы ми­ровых ре­лиги­оз­ных куль­тур», «Ос­но­вы светс­кой эти­ки».

Об­ра­зова­тель­ный про­цесс в гра­ницах учеб­но­го кур­са и со­путс­тву­ющей ему сис­те­мы межп­ред­метных свя­зей фор­ми­ру­ет у обу­ча­ющих­ся на­чаль­ное предс­тав­ле­ние об оте­чест­вен­ной ре­лиги­оз­но-куль­тур­ной тра­диции пос­редс­твом:

  • ори­ен­та­ции со­дер­жа­ния всех мо­дулей учеб­но­го кур­са на об­щую пе­даго­гичес­кую цель, оп­ре­делен­ную Фе­дераль­ным го­сударс­твен­ным об­ра­зова­тель­ным стан­дартом на­чаль­но­го об­ще­го и ос­новно­го об­ще­го об­ра­зова­ния, а так­же Кон­цепци­ей ду­хов­но-нравс­твен­но­го раз­ви­тия и вос­пи­тания граж­да­нина Рос­сии, – вос­пи­тание вы­сокон­равс­твен­но­го, твор­ческо­го, от­ветс­твен­но­го граж­да­нина Рос­сии, уко­ренен­но­го в ду­хов­ных и куль­тур­ных тра­дици­ях мно­гона­ци­ональ­но­го на­рода Рос­сии;
  • пе­даго­гичес­ко­го сог­ла­сова­ния сис­те­мы ба­зовых на­ци­ональ­ных цен­ностей, ле­жащей в ос­но­ве со­дер­жа­ния всех мо­дулей учеб­но­го кур­са;
  • сис­те­мы свя­зей, ус­та­нав­ли­ва­емых меж­ду мо­дуля­ми учеб­но­го кур­са, а так­же меж­ду ни­ми и дру­гими дис­ципли­нами (ок­ру­жа­ющий мир, русс­кий язык, ли­тера­тура, ис­то­рия и др.);
  • пе­даго­гичес­кой ор­га­низа­ции об­ще­го куль­тур­но-ис­то­ричес­ко­го кон­текс­та пре­пода­вания учеб­но­го кур­са, от­ра­жа­юще­го еди­ную ис­то­ричес­кую судь­бу мно­гона­ци­ональ­но­го на­рода Рос­сии, общ­ность и сво­еоб­ра­зие куль­тур рос­сий­ских на­родов, единс­тво сов­ре­мен­ной го­сударс­твен­ной и граж­данс­кой жиз­ни, су­щест­ву­ющие се­год­ня об­ще­наци­ональ­ные вы­зовы, от­ве­тить на ко­торые спо­собен толь­ко еди­ный на­род, име­ющий об­щие эти­чес­кие цен­ности, мо­раль­ные нор­мы, ду­хов­ные иде­алы;
  • ори­ен­та­ции учеб­но­го со­дер­жа­ния на сов­мест­ное ос­мысле­ние пе­даго­гами, обу­ча­ющи­мися и их ро­дите­лями ак­ту­аль­ных проб­лем раз­ви­тия лич­ност­ной цен­ност­но-смыс­ло­вой сфе­ры млад­ших под­рост­ков;
  • еди­ных тре­бова­ний к ре­зуль­та­там ос­во­ения со­дер­жа­ния учеб­но­го кур­са.

Учеб­но-вос­пи­татель­ный про­цесс в гра­ницах учеб­но­го кур­са и сис­те­мы межп­ред­метных свя­зей пе­даго­гичес­ки мо­дели­ру­ет и со­дер­жа­тель­но раск­ры­ва­ет ре­лиги­оз­но-куль­тур­ную тра­дицию Рос­сии в ее са­мых об­щих эти­чес­ких ос­но­вах. Са­ма на­ци­ональ­ная ду­хов­ность в мно­го­об­ра­зии и глу­бине сос­тавля­ющих ее ре­лиги­оз­ных и гу­манис­ти­чес­ких тра­диций не ис­черпы­ва­ет­ся им. Учеб­ный курс – это вве­дение в ре­лиги­оз­но-куль­тур­ную тра­дицию Рос­сии.

МЕС­ТО УЧЕБ­НО­ГО КУР­СА В УЧЕБ­НОМ ПЛА­НЕ

В со­от­ветс­твии с Фе­дераль­ным го­сударс­твен­ным об­ра­зова­тель­ным стан­дартом учеб­ный курс «Ос­но­вы ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки» изу­ча­ет­ся в объеме 1 ч в не­делю во вто­ром по­луго­дии 4 клас­са и 1 ч в не­делю в пер­вом по­луго­дии 5 клас­са или в объеме 2 ч в не­делю в IV чет­верти 4 клас­са, 2 ч в не­делю в I чет­верти в 5 клас­се.

  • Ос­новные со­дер­жа­тель­ные мо­дули кур­са:
  • Ос­но­вы пра­вос­лавной куль­ту­ры.
  • Ос­но­вы ис­ламс­кой куль­ту­ры.
  • Ос­но­вы иудей­ской куль­ту­ры.
  • Ос­но­вы буд­дий­ской куль­ту­ры.
  • Ос­но­вы ми­ровых ре­лиги­оз­ных куль­тур.
  • Ос­но­вы светс­кой эти­ки.

Каж­до­му обу­ча­юще­муся в рам­ках ос­во­ения со­дер­жа­ния учеб­но­го кур­са с его сог­ла­сия и по вы­бору его ро­дите­лей (за­кон­ных предс­та­вите­лей) пред­ла­га­ет­ся для изу­чения один из шес­ти учеб­ных мо­дулей.

Об­ра­зова­тель­ное уч­режде­ние на ос­но­ве оп­ре­деле­ния об­ра­зова­тель­ных, куль­тур­ных и ре­лиги­оз­ных пот­ребнос­тей обу­ча­ющих­ся и их ро­дите­лей (за­кон­ных предс­та­вите­лей), а так­же собс­твен­ных воз­можнос­тей ор­га­низа­ции об­ра­зова­тель­но­го про­цес­са са­мос­то­ятель­но оп­ре­деля­ет пе­речень мо­дулей учеб­но­го кур­са.

В 5 клас­се пре­дус­мотре­на под­го­тов­ка и пре­зен­та­ция твор­ческих про­ек­тов на ос­но­ве изу­чен­но­го ма­тери­ала. Про­ек­ты мо­гут быть как ин­ди­виду­аль­ны­ми, так и кол­лектив­ны­ми. На пре­зен­та­цию приг­ла­ша­ют­ся ро­дите­ли. В хо­де под­го­тов­ки про­ек­та уча­щи­еся по­луча­ют воз­можность обоб­щить ра­нее изу­чен­ный ма­тери­ал, ос­во­ить его в твор­ческой, де­ятель­ност­ной фор­ме. Под­го­тов­ка и пре­зен­та­ция про­ек­та поз­во­ля­ют оце­нить ра­боту уча­щего­ся в це­лом и выс­та­вить ему ито­говую оцен­ку за весь курс.

ЦЕН­НОСТ­НЫЕ ОРИ­ЕН­ТИ­РЫ СО­ДЕР­ЖА­НИЯ УЧЕБ­НО­ГО КУР­СА

Об­ра­зова­тель­ный про­цесс в рам­ках учеб­но­го кур­са и в сис­те­ме межп­ред­метных свя­зей приз­ван обоб­щить, сис­те­мати­зиро­вать про­цес­сы ду­хов­но-нравс­твен­но­го раз­ви­тия и вос­пи­тания обу­ча­ющих­ся в на­чаль­ной шко­ле, за­ложить ос­но­вы их даль­ней­ше­го ду­хов­но-нравс­твен­но­го раз­ви­тия на сту­пенях ос­новно­го и сред­не­го (пол­но­го) об­ще­го об­ра­зова­ния.

За­дача­ми учеб­но­го кур­са «Ос­но­вы ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки» яв­ля­ют­ся:

  • обес­пе­чение ус­ло­вий для ус­во­ения обу­ча­ющи­мися при­ори­тет­ных тра­дици­он­ных мо­раль­но-нравс­твен­ных иде­алов, ба­зовых на­ци­ональ­ных цен­ностей, мо­раль­ных норм;
  • зна­комс­тво обу­ча­ющих­ся с куль­тур­но-ис­то­ричес­ки­ми ос­но­вами тра­дици­он­ных ре­лигий и светс­кой эти­ки в Рос­сии;
  • раз­ви­тие предс­тав­ле­ний млад­ше­го под­рост­ка о зна­чении нравс­твен­ности и мо­рали в жиз­ни лич­ности, семьи, об­щест­ва;
  • обоб­ще­ние зна­ний, по­нятий и предс­тав­ле­ний о ду­хов­ности, нравс­твен­ности, мо­рали, по­лучен­ных обу­ча­ющи­мися в млад­шей шко­ле, и фор­ми­рова­ние у них цен­ност­но-смыс­ло­вых ми­ровозз­рен­ческих ос­нов, обес­пе­чива­ющих це­лост­ное восп­ри­ятие оте­чест­вен­ной ис­то­рии и куль­ту­ры при изу­чении гу­мани­тар­ных пред­ме­тов на сту­пени ос­новной шко­лы.

Учеб­ный курс, в со­дер­жа­нии ко­торо­го предс­тав­ле­ны че­тыре оте­чест­вен­ные ре­лиги­оз­ные тра­диции и сущ­ност­но свя­зан­ная с ни­ми эти­ка, соз­да­ет ми­ровозз­рен­ческую и цен­ност­ную ос­но­ву для ин­тегра­ции раз­нопред­метно­го гу­мани­тар­но­го учеб­но­го со­дер­жа­ния в ос­новной шко­ле. Рос­сий­скую ис­то­рию, ли­тера­туру, ис­кусс­тво лег­че по­нять и, сле­дова­тель­но, при­нять, зная их ре­лиги­оз­но-куль­ту­роло­гичес­кие ос­но­вы, по­нимая те иде­алы, цен­ности, жиз­ненные при­ори­теты, ко­торые раз­де­ляли и к ко­торым стре­мились на­ши пред­ки. Учеб­ный курс соз­да­ет на­чаль­ные ус­ло­вия для ос­во­ения обу­ча­ющи­мися рос­сий­ской куль­ту­ры как це­лост­но­го, са­мобыт­но­го фе­номе­на ми­ровой куль­ту­ры; по­нима­ния ре­лиги­оз­но­го, куль­тур­но­го мно­го­об­ра­зия и ис­то­ричес­ко­го, на­ци­ональ­но-го­сударс­твен­но­го, ду­хов­но­го единс­тва рос­сий­ской жиз­ни.

Ос­во­ение учеб­но­го со­дер­жа­ния каж­до­го из мо­дулей, вхо­дящих в учеб­ный курс, долж­но обес­пе­чить:

  • по­нима­ние зна­чения ду­хов­ности, нравс­твен­ности, мо­рали, мо­раль­но от­ветс­твен­но­го по­веде­ния в жиз­ни че­лове­ка, семьи, об­щест­ва;
  • зна­ние ос­новных норм светс­кой и ре­лиги­оз­ной мо­рали, ре­лиги­оз­ных за­пове­дей; по­нима­ние их зна­чения в жиз­ни че­лове­ка, семьи, об­щест­ва;
  • фор­ми­рова­ние пер­во­началь­ных предс­тав­ле­ний об ис­то­ричес­ких и куль­ту­роло­гичес­ких ос­но­вах тра­дици­он­ных ре­лигий и светс­кой эти­ки в Рос­сии;
  • фор­ми­рова­ние ува­житель­но­го от­но­шения к тра­дици­он­ным ре­лиги­ям и их предс­та­вите­лям;
  • фор­ми­рова­ние пер­во­началь­но­го предс­тав­ле­ния об оте­чест­вен­ной ре­лиги­оз­но-куль­тур­ной тра­диции как ду­хов­ной ос­но­ве мно­гона­ци­ональ­но­го  мно­гокон­фесси­ональ­но­го на­рода Рос­сии;
  • зна­ние, по­нима­ние и при­нятие лич­ностью цен­ностей: Оте­чест­во, семья, ре­лигия – как ос­но­вы тра­дици­он­ной куль­ту­ры мно­гона­ци­ональ­но­го на­рода Рос­сии;
  • ук­репле­ние ве­ры в Рос­сию;
  • ук­репле­ние средс­тва­ми об­ра­зова­ния ду­хов­ной пре­емс­твен­ности по­коле­ний.

ЛИЧ­НОСТ­НЫЕ, МЕ­ТАП­РЕДМЕТ­НЫЕ И ПРЕД­МЕТНЫЕ РЕ­ЗУЛЬ­ТА­ТЫ ОС­ВО­ЕНИЯ УЧЕБ­НО­ГО КУР­СА

Обу­чение де­тей по учеб­но­му кур­су «Ос­но­вы ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки» долж­но быть нап­равле­но на дос­ти­жение сле­ду­ющих лич­ност­ных, ме­тап­редмет­ных и пред­метных ре­зуль­та­тов ос­во­ения со­дер­жа­ния.

Тре­бова­ния к лич­ност­ным ре­зуль­та­там:

–    фор­ми­рова­ние ос­нов рос­сий­ской граж­данс­кой иден­тичнос­ти, чувс­тва гор­дости за свою Ро­дину, рос­сий­ский на­род и ис­то­рию Рос­сии, осоз­на­ние сво­ей эт­ни­чес­кой и на­ци­ональ­ной при­над­лежнос­ти; фор­ми­рова­ние цен­ностей мно­гона­ци­ональ­но­го рос­сий­ско­го об­щест­ва; ста­нов­ле­ние гу­манис­ти­чес­ких и де­мок­ра­тичес­ких цен­ност­ных ори­ен­та­ций;

–    фор­ми­рова­ние об­ра­за ми­ра как еди­ного и це­лост­но­го при раз­но­об­ра­зии куль­тур, на­ци­ональ­нос­тей, ре­лигий, от­каз от де­ления на «сво­их» и «чу­жих»,  раз­ви­тие до­верия и ува­жения к ис­то­рии и куль­ту­ре всех на­родов;

–     при­нятие и ос­во­ение со­ци­аль­ной ро­ли обу­ча­юще­гося, раз­ви­тие мо­тивов учеб­ной  де­ятель­нос­ти и фор­ми­рова­ние лич­ност­но­го смыс­ла уче­ния;

–     раз­ви­тие са­мос­то­ятель­нос­ти и лич­ной от­ветс­твен­ности за свои пос­тупки на ос­но­ве предс­тав­ле­ний о нравс­твен­ных нор­мах, со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти и сво­боде;

–     раз­ви­тие эти­чес­ких чувств как ре­гуля­торов мо­раль­но­го по­веде­ния;

–     раз­ви­тие доб­ро­жела­тель­нос­ти и эмо­ци­ональ­но-нравс­твен­ной от­зывчи­вос­ти, по­нима­ния и со­пере­жива­ния чувс­твам дру­гих лю­дей; раз­ви­тие на­чаль­ных форм ре­гуля­ции сво­их эмо­ци­ональ­ных сос­то­яний;

–     раз­ви­тие на­выков сот­рудни­чест­ва со взрос­лы­ми и сверс­тни­ками в раз­личных со­ци­аль­ных си­ту­ациях, уме­ния не соз­да­вать конф­лик­тов и на­ходить вы­ходы из спор­ных си­ту­аций;

–    на­личие мо­тива­ции к тру­ду, ра­боте на ре­зуль­тат, бе­реж­но­му от­но­шению к ма­тери­аль­ным и ду­хов­ным цен­ностям.

Тре­бова­ния к ме­тап­редмет­ным ре­зуль­та­там:

–    ов­ла­дение спо­соб­ностью при­нимать и сох­ра­нять це­ли и за­дачи учеб­ной де­ятель­нос­ти; по­ис­ка средств ее осу­щест­вле­ния;

–    фор­ми­рова­ние уме­ния пла­ниро­вать, конт­ро­лиро­вать и оце­нивать учеб­ные дей­ствия в со­от­ветс­твии с пос­тавлен­ной за­дачей и ус­ло­ви­ями ее ре­али­зации; оп­ре­делять на­ибо­лее эф­фектив­ные спо­собы дос­ти­жения ре­зуль­та­та;  вно­сить со­от­ветс­тву­ющие кор­ректи­вы в их вы­пол­не­ние на ос­но­ве оцен­ки и уче­та ха­рак­те­ра оши­бок; по­нимать при­чины ус­пе­ха/не­ус­пе­ха учеб­ной де­ятель­нос­ти;

–     адек­ватное ис­поль­зо­вание ре­чевых средств и средств ин­форма­ци­он­но-ком­му­ника­ци­он­ных тех­но­логий для ре­шения раз­личных ком­му­ника­тив­ных и поз­на­ватель­ных за­дач;

–    уме­ние осу­щест­влять ин­форма­ци­он­ный по­иск для вы­пол­не­ния учеб­ных за­даний;

–    ов­ла­дение на­выка­ми смыс­ло­вого чте­ния текс­тов раз­личных сти­лей и жан­ров, осоз­нанно­го пост­ро­ения ре­чевых выс­ка­зыва­ний в со­от­ветс­твии с за­дача­ми ком­му­ника­ции;

–     ов­ла­дение ло­гичес­ки­ми дей­стви­ями ана­лиза, син­те­за, срав­не­ния, обоб­ще­ния, клас­си­фика­ции, ус­та­нов­ле­ния ана­логий и при­чин­но-следс­твен­ных свя­зей, пост­ро­ения рас­сужде­ний, от­не­сения к из­вест­ным по­няти­ям;

–    го­тов­ность слу­шать со­бесед­ни­ка и вес­ти ди­алог; го­тов­ность приз­на­вать воз­можность су­щест­во­вания раз­личных то­чек зре­ния и пра­ва каж­до­го иметь свою собс­твен­ную; из­ла­гать свое мне­ние и ар­гу­мен­ти­ровать свою точ­ку зре­ния и оцен­ку со­бытий; го­тов­ность конс­трук­тивно ре­шать конф­лик­ты пос­редс­твом ин­те­ресов сто­рон и сот­рудни­чест­ва;

–    оп­ре­деле­ние об­щей це­ли и пу­тей ее дос­ти­жения, уме­ние до­гово­рить­ся о расп­ре­деле­нии ро­лей в сов­мест­ной де­ятель­нос­ти; адек­ватно оце­нивать собс­твен­ное по­веде­ние и по­веде­ние ок­ру­жа­ющих.

Тре­бова­ния к пред­метным ре­зуль­та­там:

–    зна­ние, по­нима­ние и при­нятие лич­ностью цен­ностей: Оте­чест­во, семья, ре­лигия – как ос­но­вы ре­лиги­оз­но-куль­тур­ной тра­диции мно­гона­ци­ональ­но­го на­рода Рос­сии;

–    зна­комс­тво с ос­новны­ми нор­ма­ми светс­кой и ре­лиги­оз­ной мо­рали, по­нима­ние их зна­чения в выст­ра­ива­нии конс­трук­тивных от­но­шений в семье и об­щест­ве;

–    по­нима­ние зна­чения нравс­твен­ности, ве­ры и ре­лигии в жиз­ни че­лове­ка и об­щест­ва;

–    фор­ми­рова­ние пер­во­началь­ных предс­тав­ле­ний о светс­кой эти­ке, о тра­дици­он­ных ре­лиги­ях, их ро­ли в куль­ту­ре, ис­то­рии и сов­ре­мен­ности Рос­сии;

–    об­щие предс­тав­ле­ния об ис­то­ричес­кой ро­ли тра­дици­он­ных ре­лигий в ста­нов­ле­нии рос­сий­ской го­сударс­твен­ности; фор­ми­рова­ние пер­во­началь­но­го предс­тав­ле­ния об оте­чест­вен­ной ре­лиги­оз­но-куль­тур­ной тра­диции как ду­хов­ной ос­но­ве мно­гона­ци­ональ­но­го  мно­гокон­фесси­ональ­но­го на­рода Рос­сии;

–    осоз­на­ние цен­ности че­лове­чес­кой жиз­ни.

ОС­НОВНОЕ СО­ДЕР­ЖА­НИЕ КУР­СА «ОС­НО­ВЫ РЕ­ЛИГИ­ОЗ­НЫХ КУЛЬ­ТУР И СВЕТС­КОЙ ЭТИ­КИ»

Учеб­ный курс «Ос­но­вы ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки» предс­тав­ля­ет со­бой еди­ный комп­лекс струк­турно и со­дер­жа­тель­но свя­зан­ных друг с дру­гом шес­ти учеб­ных мо­дулей:  «Ос­но­вы пра­вос­лавной куль­ту­ры», «Ос­но­вы ис­ламс­кой куль­ту­ры», «Ос­но­вы иудей­ской куль­ту­ры», «Ос­но­вы буд­дий­ской куль­ту­ры», «Ос­но­вы ми­ровых ре­лиги­оз­ных куль­тур», «Ос­но­вы светс­кой эти­ки».

Каж­дый учеб­ный мо­дуль, яв­ля­ясь частью кур­са, име­ет ло­гичес­кую за­вер­шенность по от­но­шению к ус­та­нов­ленным це­лям и ре­зуль­та­там обу­чения и вос­пи­тания и вклю­ча­ет в се­бя та­кой объем ма­тери­ала по пред­ме­ту, ко­торый поз­во­ля­ет ис­поль­зо­вать его как са­мос­то­ятель­ный учеб­ный ком­по­нент.

Со­дер­жа­ние каж­до­го из шес­ти мо­дулей учеб­но­го кур­са ор­га­низу­ет­ся вок­руг трех ба­зовых на­ци­ональ­ных цен­ностей: Оте­чест­во, семья, ре­лигия – и предс­тав­ля­ет­ся че­тырь­мя ос­новны­ми те­мати­чес­ки­ми бло­ками (раз­де­лами). Два из них (пер­вый и чет­вертый) яв­ля­ют­ся об­щи­ми для всех учеб­ных мо­дулей. Со­дер­жа­тель­ные ак­центы пер­во­го те­мати­чес­ко­го бло­ка – ду­хов­ные цен­ности и нравс­твен­ные иде­алы в жиз­ни че­лове­ка и об­щест­ва. Чет­вертый те­мати­чес­кий блок предс­тав­ля­ет ду­хов­ные тра­диции мно­гона­ци­ональ­но­го на­рода Рос­сии. Вто­рой и тре­тий те­мати­чес­кие бло­ки, изу­ча­емые со­от­ветс­твен­но в 4 и 5 клас­сах, диф­фе­рен­ци­ру­ют со­дер­жа­ние учеб­но­го кур­са при­мени­тель­но к каж­до­му из учеб­ных мо­дулей.

Учеб­ный мо­дуль «Ос­но­вы светс­кой эти­ки»

Рос­сия – на­ша Ро­дина.

Куль­ту­ра и мо­раль. Эти­ка и ее зна­чение в жиз­ни че­лове­ка. Род и семья – ис­ток нравс­твен­ных от­но­шений в ис­то­рии че­лове­чест­ва. Цен­ность родс­тва и се­мей­ные цен­ности. Се­мей­ные празд­ни­ки как од­на из форм ис­то­ричес­кой па­мяти. Об­разцы нравс­твен­ности в куль­ту­рах раз­ных на­родов. Нравс­твен­ный об­ра­зец бо­гаты­ря. Дво­рянс­кий ко­декс чес­ти. Джентль­мен и ле­ди. 
Го­сударс­тво и мо­раль граж­да­нина. Об­разцы нравс­твен­ности в куль­ту­ре
Оте­чест­ва. Мо­раль за­щит­ни­ка Оте­чест­ва. По­рядоч­ность. Ин­телли­гент­ность. Тру­довая мо­раль. Нравс­твен­ные тра­диции предп­ри­нима­тель­ства. Что зна­чит «быть нравс­твен­ным» в на­ше вре­мя? Доб­ро и зло. Долг и со­весть. Честь и дос­то­инс­тво. Смысл жиз­ни и счастье. Выс­шие нравс­твен­ные цен­ности. Иде­алы. Прин­ци­пы мо­рали. Ме­тоди­ка соз­да­ния мо­раль­но­го ко­дек­са в шко­ле. Нор­мы мо­рали. Эти­кет. Эти­кет­ная сто­рона кос­тю­ма. Школь­ная фор­ма – за и про­тив. Об­ра­зова­ние как нравс­твен­ная нор­ма. Че­ловек – то, что он из се­бя сде­лал. Ме­тоды нравс­твен­но­го са­мосо­вер­шенс­тво­вания.

Лю­бовь и ува­жение к Оте­чест­ву. Пат­ри­отизм мно­гона­ци­ональ­но­го и мно­гокон­фесси­ональ­но­го на­рода Рос­сии.

ТЕ­МАТИ­ЧЕС­КОЕ ПЛА­НИРО­ВАНИЕ  КУР­СА «ОС­НО­ВЫ РЕ­ЛИГИ­ОЗ­НЫХ КУЛЬ­ТУР И СВЕТС­КОЙ ЭТИ­КИ»

1 ч в не­делю (34 ча­са)

4 класс (17 ча­сов). 5 класс (17 ча­сов)

4 класс, чет­вертая чет­верть (17 ча­сов)

Урок 1

Рос­сия – на­ша Ро­дина

Урок 2

Что та­кое светс­кая эти­ка?

Урок 3

Мо­раль и куль­ту­ра

Урок 4

Осо­бен­ности мо­рали

Урок 5

Доб­ро и зло

Урок 6

Доб­ро и зло

Урок 7

Доб­ро­дете­ли и по­роки

Урок 8

Доб­ро­дете­ли и по­роки

Урок 9

Сво­бода и мо­раль­ный вы­бор че­лове­ка

Урок 10

Сво­бода и от­ветс­твен­ность

Урок 11

Мо­раль­ный долг

Урок 12

Спра­вед­ли­вость

Урок 13

Аль­тру­изм и эго­изм

Урок 14

Друж­ба

Урок 15

Что зна­чит быть мо­раль­ным?

Урок 16

Твор­ческие ра­боты уча­щих­ся

Урок 17

Под­ве­дение ито­гов

 

5 класс, пер­вая чет­верть (17 ча­сов)

Урок 1

Род и семья – ис­ток нравс­твен­ных от­но­шений в ис­то­рии че­лове­чест­ва

Урок 2

Нравс­твен­ный пос­ту­пок

Урок 3

Зо­лотое пра­вило нравс­твен­ности

Урок 4

Стыд, ви­на и из­ви­нение

Урок 5

Честь и дос­то­инс­тво

Урок 6

Со­весть

Урок 7

Бо­гатырь и ры­царь как нравс­твен­ные иде­алы

Урок 8

Джентль­мен и ле­ди

Урок 9

Об­разцы нравс­твен­ности в куль­ту­ре Оте­чест­ва

Урок 10

Эти­кет

Урок 11

Празд­ни­ки

Урок 12

Жизнь че­лове­ка – выс­шая нравс­твен­ная цен­ность

Урок 13

Лю­бовь и ува­жение к Оте­чест­ву. Пат­ри­отизм мно­гона­ци­ональ­но­го и мно­гокон­фесси­ональ­но­го на­рода Рос­сии

Урок 14

Под­го­тов­ка твор­ческих про­ек­тов

Урок 15

Выс­тупле­ние обу­ча­ющих­ся со сво­ими твор­чески­ми ра­бота­ми: «Как я по­нимаю пра­вос­ла­вие», «Как я по­нимаю ис­лам», «Как я по­нимаю буд­дизм», «Как я по­нимаю иуда­изм», «Зна­чение ре­лигии в жиз­ни че­лове­ка и об­щест­ва», «Па­мят­ни­ки ре­лиги­оз­ной куль­ту­ры  (в мо­ем го­роде, се­ле)» и т.д.

Урок 16

Выс­тупле­ние обу­ча­ющих­ся со сво­ими твор­чески­ми ра­бота­ми: «Мое от­но­шение к ми­ру», «Мое от­но­шение к лю­дям», «Мое от­но­шение к Рос­сии», «С че­го на­чина­ет­ся Ро­дина», «Ге­рои Рос­сии», «Вклад мо­ей семьи в бла­гопо­лучие и проц­ве­тание Оте­чест­ва (труд, рат­ный под­виг, твор­чест­во и т.п.)», «Мой де­душ­ка – за­щит­ник Ро­дины», «Мой друг» и т.д.

Урок 17

Пре­зен­та­ция твор­ческих про­ек­тов на те­му «Ди­алог куль­тур во имя граж­данс­ко­го ми­ра и сог­ла­сия» (на­род­ное твор­чест­во, сти­хи, пес­ни, кух­ня на­родов Рос­сии и т.д.)

МА­ТЕРИ­АЛЬ­НО-ТЕХ­НИ­ЧЕС­КОЕ ОБЕС­ПЕ­ЧЕНИЕ КУР­СА

Глав­ная цель кур­са по изу­чению ос­нов ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки – фор­ми­рова­ние рос­сий­ской граж­данс­кой иден­тичнос­ти млад­ше­го школь­ни­ка пос­редс­твом его при­об­ще­ния к оте­чест­вен­ной ре­лиги­оз­но-куль­тур­ной тра­диции. Ре­али­зация этой це­ли ста­вит пе­ред учи­телем за­дачи, ре­шения ко­торых мож­но до­бить­ся при со­от­ветс­тву­ющем ма­тери­аль­но-тех­ни­чес­ком обес­пе­чении.

В свя­зи с тем, что на­чало изу­чения учеб­но­го кур­са осу­щест­вля­ет­ся в на­чаль­ной шко­ле, а за­вер­ша­ет­ся в ос­новной шко­ле, це­лесо­об­разно ор­га­низо­вать спе­ци­али­зиро­ван­ный класс-ка­бинет, ко­торый ста­нет той ин­форма­ци­он­ной сре­дой, в ко­торой бу­дут про­ходить не толь­ко уро­ки по кур­су, но и вне­уроч­ные и внек­ласс­ные за­нятия, осу­щест­влять­ся про­ект­ная де­ятель­ность уча­щих­ся.

Для изу­чения кур­са «Ос­но­вы ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки», долж­ны быть в на­личии сле­ду­ющие объек­ты и средс­тва ма­тери­аль­но-тех­ни­чес­ко­го обес­пе­чения:

  • обо­рудо­вание: уче­ничес­кие сто­лы и стулья по ко­личест­ву уча­щих­ся, учи­тель­ский стол, шка­фы для хра­нения учеб­ни­ков, ди­дак­ти­чес­ких ма­тери­алов, по­собий и пр., нас­тенные дос­ки для вы­веши­вания ил­люст­ра­тив­но­го ма­тери­ала;
  • тех­ни­чес­кие средс­тва обу­чения (пред­ме­ты и уст­рой­ства, ко­торые вы­пол­ня­ют ин­форма­ци­он­ную, уп­равля­ющую, тре­ниру­ющую, конт­ро­лиру­ющие функ­ции в учеб­но-вос­пи­татель­ном про­цес­се)

–          класс­ная дос­ка с на­бором прис­по­соб­ле­ний для креп­ле­ния таб­лиц, кар­ти­нок;

–          де­монс­тра­ци­он­ное обо­рудо­вание, пред­назна­чен­ное для од­новре­мен­ной де­монс­тра­ции изу­ча­емых объек­тов и яв­ле­ний груп­пе обу­ча­емых и об­ла­да­ющее свой­ства­ми, ко­торые поз­во­ля­ют ви­деть пред­мет или яв­ле­ние (компьютер/компьюте­ры, те­леви­зор, му­зыкаль­ный центр, вклю­ча­ющий в се­бя уст­рой­ство для восп­ро­из­ве­дения ауди­окас­сет, CD и DVD, муль­тип­ро­ек­тор, ди­ап­ро­ек­тор, экс­по­зици­он­ный эк­ран и др.);

–           вспо­мога­тель­ное обо­рудо­вание и уст­рой­ства, пред­назна­чен­ные для обес­пе­чения экс­плу­ата­ции учеб­ной тех­ни­ки, удобс­тва при­мене­ния наг­лядных средств обу­чения, эф­фектив­ной ор­га­низа­ции про­ект­ной де­ятель­нос­ти, в т.ч. прин­тер, ска­нер, фо­то- и ви­де­отех­ни­ка (по воз­можнос­ти) и др.;

  • эк­ранно-зву­ковые по­собия, пе­реда­ющие со­дер­жа­ние об­ра­зова­ния че­рез изоб­ра­жение, звук, ани­мацию и ки­нес­ти­ку

–         элект­рон­ное по­собие к каж­до­му мо­дулю кур­са «Ос­но­вы ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки»;

–         до­пол­ни­тель­ные муль­ти­медий­ные (циф­ро­вые) об­ра­зова­тель­ные ре­сур­сы, ин­тернет-ре­сур­сы, ауди­оза­писи, ви­де­офиль­мы, слай­ды, муль­ти­медий­ные пре­зен­та­ции, те­мати­чес­ки свя­зан­ные с со­дер­жа­ни­ем кур­са;

  • биб­ли­отеч­ный фонд (кни­гопе­чат­ная про­дук­ция)

–         учеб­но-ме­тоди­чес­кие комп­лек­ты, обес­пе­чива­ющие изу­чение/пре­пода­вание учеб­но­го кур­са «Ос­но­вы ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки»  (комп­лек­сная прог­рамма, учеб­ные по­собия для уча­щих­ся, ме­тоди­чес­кая ли­тера­тура для учи­теля и др.);

–         нор­ма­тив­ные до­кумен­ты, рег­ла­мен­ти­ру­ющие вза­имоот­но­шения го­сударс­тва и ре­лиги­оз­ных ор­га­низа­ций, а так­же от­ра­жа­ющие  пра­вовые ос­но­вы изу­чения в уч­режде­ни­ях сис­те­мы об­ще­го об­ра­зова­ния ос­нов ре­лиги­оз­ных куль­тур и светс­кой эти­ки;

–         спе­ци­аль­ные до­пол­ни­тель­ные по­собия для учи­телей и ли­тера­тура, пред­назна­чен­ная для ока­зания им ин­форма­ци­он­ной и ме­тоди­чес­кой по­мощи (учеб­ни­ки по ре­лиги­ове­дению, куль­ту­роло­гии, кни­ги для учи­теля по ис­то­рии, об­щест­воз­на­нию, ми­ровой ху­дожест­вен­ной куль­ту­ре, ис­то­рии ре­лигий, ок­ру­жа­юще­му ми­ру, ли­тера­туре и др.);

–         на­уч­но-по­пуляр­ные кни­ги, со­дер­жа­щие до­пол­ни­тель­ный поз­на­ватель­ный ма­тери­ал раз­ви­ва­юще­го ха­рак­те­ра по раз­личным те­мам кур­са;

–         хрес­то­матий­ные ма­тери­алы, вклю­ча­ющие текс­ты ху­дожест­вен­ных про­из­ве­дений, те­мати­чес­ки свя­зан­ные с со­дер­жа­ни­ем кур­са;

–         до­кумен­таль­ные ис­точни­ки (фраг­менты текс­тов ис­то­ричес­ких пись­мен­ных ис­точни­ков, в том чис­ле и ре­лиги­оз­ных, да­ющих це­лост­ное предс­тав­ле­ние об ис­то­ричес­ком раз­ви­тии ве­дущих ре­лигий ми­ра);

–         эн­цикло­педи­чес­кая и спра­воч­ная ли­тера­тура (фи­лософс­кие и ре­лиги­овед­ческие сло­вари, спра­воч­ни­ки по те­ории и ис­то­рии ре­лигий, би­ог­ра­фии ре­лиги­оз­ных де­яте­лей и зна­чимых пер­со­налий и др.);

–         ре­лиги­оз­ная ли­тера­тура (про­из­ве­дения, сос­тавля­ющие «зо­лотой фонд» ми­ровой ре­лиги­оз­ной мыс­ли; кни­ги, со­дер­жа­щие ак­ту­аль­ную ин­форма­цию о со­быти­ях, про­ис­хо­дящих в ре­лиги­оз­ной сфе­ре жиз­ни об­щест­ва);

–         ху­дожест­вен­ные аль­бо­мы, со­дер­жа­щие ил­люст­ра­ции к ос­новным раз­де­лам кур­са;

  • пе­чат­ные по­собия, в т.ч. кар­тогра­фичес­кие из­да­ния, ил­люст­ра­тив­ные ма­тери­алы, вклю­чая порт­ре­ты вы­да­ющих­ся лю­дей Рос­сии.

Ли­тера­тура в по­мощь учи­телю (школь­ные учеб­ни­ки и ме­тоди­чес­кая ли­тератк­ра для учи­телей

  1. Аз­бу­ка нравс­твен­ности в кар­тинках. Учеб­ное по­собие для уча­щих­ся 1 кл. (Э.П.Коз­лов, ав­тор – ру­ково­дитель ра­боты). Пре­дис­ло­вие С.В.Ми­хал­ко­ва – Моск­ва: Но­вый учеб­ник, 2007.
  2. Аз­бу­ка нравс­твен­ности в кар­тинках. Учеб­ное по­собие для уча­щих­ся 2 кл. (Э.П.Коз­лов, ав­тор – ру­ково­дитель ра­боты). Пре­дис­ло­вие С.В.Ми­хал­ко­ва – Моск­ва: Но­вый учеб­ник, 2007.
  3. Аз­бу­ка нравс­твен­ности в кар­тинках. Учеб­ное по­собие для уча­щих­ся 3 кл. (Э.П.Коз­лов, ав­тор – ру­ково­дитель ра­боты). Пре­дис­ло­вие С.В.Ми­хал­ко­ва – Моск­ва: Но­вый учеб­ник, 2007.
  4. Аз­бу­ка нравс­твен­ности в кар­тинках. Учеб­ное по­собие для уча­щих­ся 4 кл. (Э.П.Коз­лов, ав­тор – ру­ково­дитель ра­боты). Пре­дис­ло­вие С.В.Ми­хал­ко­ва – Моск­ва: Но­вый учеб­ник, 2007.
  5. Аз­бу­ка нравс­твен­ности. 1 кл.: кни­га для чте­ния: (учеб­ное по­собие по кур­су ос­нов мо­рали: «Аз­бу­ка нравс­твен­ности») / Рос­сий­ская ака­демия об­ра­зова­ния (сос­та­витель Э.П.Коз­лов, ру­ково­дитель ра­боты и др.). Пре­дис­ло­вие С.В.Ми­хал­ко­ва – Моск­ва: Но­вый учеб­ник, 2007.
  6. Аз­бу­ка нравс­твен­ности. 2 кл.: кни­га для чте­ния: (учеб­ное по­собие по кур­су ос­нов мо­рали: «Аз­бу­ка нравс­твен­ности») / Рос­сий­ская ака­демия об­ра­зова­ния (сос­та­витель Э.П.Коз­лов, ру­ково­дитель ра­боты и др.). Пре­дис­ло­вие С.В.Ми­хал­ко­ва – Моск­ва: Но­вый учеб­ник, 2007.
  7. Аз­бу­ка нравс­твен­ности. 3 кл.: кни­га для чте­ния: (учеб­ное по­собие по кур­су ос­нов мо­рали: «Аз­бу­ка нравс­твен­ности») / Рос­сий­ская ака­демия об­ра­зова­ния (сос­та­витель Э.П.Коз­лов, ру­ково­дитель ра­боты и др.). Пре­дис­ло­вие С.В.Ми­хал­ко­ва – Моск­ва: Но­вый учеб­ник, 2007.
  8. Аз­бу­ка нравс­твен­ности. 4 кл.: кни­га для чте­ния: (учеб­ное по­собие по кур­су ос­нов мо­рали: «Аз­бу­ка нравс­твен­ности») / Рос­сий­ская ака­демия об­ра­зова­ния (сос­та­витель Э.П.Коз­лов, ру­ково­дитель ра­боты и др.). Пре­дис­ло­вие С.В.Ми­хал­ко­ва – Моск­ва: Но­вый учеб­ник, 2007.
  9. Аз­бу­ка нравс­твен­ности. Ме­тоди­чес­кое по­собие для учи­телей 1-4 клас­сов / Рос­сий­ская ака­демия об­ра­зова­ния (сос­та­витель Э.П.Коз­лов, ру­ково­дитель ра­боты и др.) – Моск­ва: Но­вый учеб­ник, 2007.
  10. Вол­ко­ва Е.В. Эти­ка. Учеб­ное по­собие. 10-11 кл. Русс­кое сло­во 2001
  11. Грам­ма­тика нравс­твен­ности 5 класс. Учеб­ное по­собие для уча­щих­ся об­ще­об­ра­зова­тель­ной шко­лы, ли­це­ев и гим­на­зий по кур­су ос­нов мо­рали/Под ред. Э.П.Коз­ло­ва. Пре­дис­ло­вие С.В.Ми­хал­ко­ва – Моск­ва: Но­вый учеб­ник, 2007.
  12. Грам­ма­тика нравс­твен­ности 6 класс. Учеб­ное по­собие для уча­щих­ся об­ще­об­ра­зова­тель­ной шко­лы, ли­це­ев и гим­на­зий по кур­су ос­нов мо­рали/Под ред. Э.П.Коз­ло­ва. Пре­дис­ло­вие С.В.Ми­хал­ко­ва – Моск­ва: Но­вый учеб­ник, 2007.
  13. Грам­ма­тика нравс­твен­ности 7 класс. Учеб­ное по­собие для уча­щих­ся об­ще­об­ра­зова­тель­ной шко­лы, ли­це­ев и гим­на­зий по кур­су ос­нов мо­рали/Под ред. Э.П.Коз­ло­ва. Пре­дис­ло­вие С.В.Ми­хал­ко­ва – Моск­ва: Но­вый учеб­ник, 2007.
  14. Грам­ма­тика нравс­твен­ности 8 класс. Учеб­ное по­собие для уча­щих­ся об­ще­об­ра­зова­тель­ной шко­лы, ли­це­ев и гим­на­зий по кур­су ос­нов мо­рали/Под ред. Э.П.Коз­ло­ва. Пре­дис­ло­вие С.В.Ми­хал­ко­ва – Моск­ва: Но­вый учеб­ник, 2007.
  15. Грам­ма­тика нравс­твен­ности 9 класс. Учеб­ное по­собие для уча­щих­ся об­ще­об­ра­зова­тель­ной шко­лы, ли­це­ев и гим­на­зий по кур­су ос­нов мо­рали/Под ред. Э.П.Коз­ло­ва. Пре­дис­ло­вие С.В.Ми­хал­ко­ва – Моск­ва: Но­вый учеб­ник, 2007.
  16. Грам­ма­тика нравс­твен­ности. Ме­тоди­чес­кое по­собие для учи­телей 5-9 клас­сов. Под ред. Э.П.Коз­ло­ва. – М., Но­вый учеб­ник, 2007.
  17. Гу­ревич П.С. Че­ловек и куль­ту­ра. Ос­но­вы куль­ту­рове­дения. Учеб­ник. 10-11 кл. Дро­фа 2002
  18. Дя­гилев В.В. За­нима­тель­ная фи­лосо­фия. Экс­пе­римен­таль­ное учеб­ное по­собие для уча­щих­ся ст. клас­сов гим­на­зий, ли­це­ев, кол­леджей и школ гу­мани­тар­но­го про­филя. – М.: Изд. центр АЗ, 1995.
  19. Коз­лов Э.П. Эти­ка: учеб­ное по­собие-прак­ти­кум по ос­но­вам мо­рали для уча­щих­ся 10-11 клас­сов об­ще­об­ра­зова­тель­ной сред­ней шко­лы, ли­це­ев, гим­на­зий и сред­них спе­ци­аль­ных учеб­ных за­веде­ний. М.: Пре­дис­ло­вие С.В.Ми­хал­ко­ва – Моск­ва: Но­вый учеб­ник, 2007.
  20. Кук­ла­чев Ю.Д. Уро­ки доб­ро­ты. Кни­га для чте­ния. 1-4 кл. Мне­мози­на.2003
  21. Мар­ты­шин В.С. Моя ро­дос­ловная. Ду­хов­но-нравс­твен­ные ос­но­вы семьи. Учеб­ное по­собие по изу­чению ис­то­рии семьи и сос­тавле­нию ро­дос­ловной. Биб­ли­оте­ка жур­на­ла “Вос­пи­тание школь­ни­ков”. – М.: Школь­ная Прес­са, 2000.
  22. Нравс­твен­ное об­ра­зова­ние. Ме­тоди­чес­кое по­собие для учи­телей 10-11 клас­сов. Под ред. Э.П.Коз­ло­ва. – М., 2007. Пре­дис­ло­вие С.В.Ми­хал­ко­ва – Моск­ва: Но­вый учеб­ник, 2007.
  23. Прик­ладная эти­ка. 10-11 клас­сы: элек­тивный курс / авт.-сост. Г.Ю. Лаз­новс­кая. – Вол­гоград: Учи­тель, 2007.
  24. Шем­шу­рина А. И. Ис­то­рия раз­ви­тия  русс­кой эти­чес­кой мыс­ли: Кни­га для учи­теля. Ме­тоди­чес­кие раз­ра­бот­ки эти­чес­ких ди­ало­гов с уча­щими­ся 11 клас­са. Часть вто­рая // Эти­чес­кое вос­пи­тание №4, 2006. – 96 с.
  25. Шем­шу­рина А. И. Ис­то­рия раз­ви­тия русс­кой эти­чес­кой мыс­ли: Кни­га для учи­теля. Ме­тоди­чес­кие раз­ра­бот­ки эти­чес­ких ди­ало­гов с уча­щими­ся 11 клас­са. Часть пер­вая // Эти­чес­кое вос­пи­тание №3, 2006. – 96 с.
  26. Шем­шу­рина А. И. Ис­то­рия раз­ви­тия эти­чес­кой мыс­ли. Ме­тоди­чес­кое по­собие для 10 клас­са. Часть 1 // Эти­чес­кое вос­пи­тание №5, 2005. –  96 с.
  27. Шем­шу­рина А. И. Эти­чес­кие ди­ало­ги с под­рост­ка­ми: хрес­то­матия по эти­ке для школь­ни­ков 5-6 клас­сов // Эти­чес­кое вос­пи­тание №1, 2007. – 96 с.
  28. Шем­шу­рина А. И.. Ис­то­рия раз­ви­тия эти­чес­кой мыс­ли. Ме­тоди­чес­кое по­собие для 10 клас­са. Часть 2 // Эти­чес­кое вос­пи­тание №6, 2005. – 96 с.
  29. Шем­шу­рина А.И. Ме­тоди­чес­кое по­собие. Ди­ало­ги о глав­ном. Эти­чес­кий урок как средс­тво вос­пи­тания: Изд-во: «Я вхо­жу в мир ис­кусств». М., 2000.
  30. Шем­шу­рина А.И. Ос­но­вы эти­чес­кой куль­ту­ры: Кни­га для учи­теля: Учеб.-ме­тод. по­собие. – М.: Гу­манит. изд. центр ВЛА­ДОС, 2001. – 112 с.
  31. Шем­шу­рина А.И. Эти­ка. Курс за­нятий в 8-м клас­се: Учеб.-ме­тод. По­собие. – М.: Гу­манит. Изд. центр ВЛА­ДОС, 2001. – 88 с.
  32. Шем­шу­рина А.И. Эти­ка. Курс за­нятий в 9-м клас­се: Учеб.-ме­тод. По­собие. – М.: Гу­манит. Изд. центр ВЛА­ДОС, 2001. – 96 с.
  33. Шем­шу­рина А.И. Эти­чес­кие ди­ало­ги о глав­ном. Кни­га для уча­щих­ся 9-11 клас­сов // Эти­чес­кое вос­пи­тание №7, 2007. – 96 с.
  34. Шем­шу­рина А.И. Эти­чес­кие ди­ало­ги с под­рост­ка­ми 5-6 клас­сы. Ме­тоди­чес­кое по­собие для учи­теля 1 часть – 5 класс, 2 часть – 6 класс. М.: Шко­ла-Пресс, 2002.
  35. Шем­шу­рина А.И. Эти­чес­кие ди­ало­ги с уча­щими­ся 7 клас­са. Ме­тоди­чес­кое по­собие для учи­теля. М.: Шко­ла-Пресс, 2002.
  36. Шу­рупо­ва Т.А., Януш­кя­виче­не О.Л. Ме­тоди­чес­кое по­собие к кни­ге «Ос­но­вы нравс­твен­ности». – М.: ПРО-ПРЕСС, 2003.
  37. Эти­ка и вос­пи­тание. Ме­тоди­чес­кое по­собие // Под ред. Шем­шу­риной А.И. Изд-во «Я вхо­жу в мир ис­кусств». М., 2001.
  38. Януш­кя­виче­не О.Л. Ос­но­вы нравс­твен­ности. Ме­тоди­чес­кое по­собие для учи­теля. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2006.
  39. Януш­кя­вичус Р.В., Ос­но­вы нравс­твен­ности. Учеб­ное по­собие для школь­ни­ков и сту­ден­тов. – М.: ПРО-ПРЕСС, 1998 – 2007.

До­пол­ни­тель­ная ли­тера­тура по эти­ке.

  1. Бе­ля­ева Е. В. Эти­ка: Курс лек­ций. 2-е из­да­ние/Бе­ля­ева Е. В. — Мн.:
    Ака­демия уп­равле­ния при Пре­зиден­те Рес­публи­ки Бе­ларусь, 2004. — 67 с
  2. Вер­дербер Р., Вер­дербер К. Пси­холо­гия об­ще­ния. Тай­ны
    эф­фектив­но­го вза­имо­дей­ствия. СПб., 2006.
  3. Гу­ревич П.С. Вве­дение в фи­лосо­фию. – М., 1997.
  4. Гу­сей­нов А. А., Ирр­литц Г. Крат­кая ис­то­рия эти­ки. — М., 1987..
  5. Ко­зырев Н. Ф. Ре­лиги­оз­ное об­ра­зова­ние в светс­кой шко­ле (те­ория и меж­ду­народ­ный опыт в оте­чест­вен­ной перс­пек­ти­ве) С-Пб, Изд-во «Апос­толь­ский го­род». 2005
  6. Лес­ков Л. В. Кос­ми­чес­кое бу­дущее че­лове­чест­ва. М., 1996.
  7. Липс­кий Б.И., Кар­пу­нин В.А. и др. На­чала фи­лосо­фии. Раз­дел I. «Мир». Раз­дел II. «Че­ловек». Учеб­ное по­собие. 10 кл. Иван Фе­доров 2001
  8. Липс­кий Б.И., Сер­гей­чик Е.М., Кар­пу­нин В.А. На­чала фи­лосо­фии. Раз­дел III. «Об­щест­во». Учеб­ное по­собие. 11 кл. Иван Фе­доров 2001
  9. Ли­хачев Д. С. Раз­думья. М., 1991
  10. Ма­лышевс­кий А.Ф. Вве­дение в фи­лосо­фию. 10-11 класс. Ме­тоди­чес­кое по­собие. Дро­фа 2000-2001
  11. Ма­лышевс­кий А.Ф. Ве­дение в фи­лосо­фию. Учеб­ник. 10-11 кл. Дро­фа 2001[1]
  12. Ма­лышевс­кий А.Ф. и др. Мир че­лове­ка. – М.,1997.
  13. Мас­лоу А. Г. Даль­ние пре­делы че­лове­чес­кой пси­хики. М., 1997.
  14. Мид М. Куль­ту­ра и мир детс­тва. Изб­ран­ные про­из­ве­дения. М., 1988.
  15. Мур Дж. Прин­ци­пы эти­ки. М., 1984.
  16. Ос­но­вы эти­чес­ких зна­ний. — СПб., 1998.
  17. По­нома­рева Г.М. и др. Вве­дение в куль­ту­роло­гию. – М., 1997.
  18. По­нома­рева Г.М., Тю­ля­ева Т.И. Ос­но­вы куль­ту­роло­гии. Учеб­ное по­собие. 11 кл. АСТ-Аст­рель 2002.
  19. Прик­ладная эти­ка. Под. ред. Зе­лен­ко­вой И. Л. — Мн., 2002.
  20. Ролз Дж. Те­ория спра­вед­ли­вос­ти. Но­воси­бирск, 1995.
  21. Со­колов Э.В. Куль­ту­роло­гия. Очер­ки ис­то­рии куль­тур. – М., 1994.
  22. Со­ловьев В. С. Оп­равда­ние доб­ра. // Со­ловьев В. С. Соч. в 2 т. М.. 1988.
  23. Франкл В. Че­ловек в по­ис­ках смыс­ла. М., 1990.
  24. Эти­ка. Под ред. Гу­сей­но­ва А. А. — М., 2000.
  25. Эти­ка. Под ред. Ми­шат­ки­ной Т. В. — Мн., 2002.
  26. Эф­ро­им­сон В. П. Ге­нети­ка эти­ки и эс­те­тики. СПб., 1995.
  27. Юнг К. Пси­холо­гичес­кие ти­пы. СПб. — М., 1995.

Ли­тера­тура для уро­ков

Авер­ченко А.Т. Расс­ка­зы из цик­лов “О ма­лень­ких для боль­ших”, “Ша­луны и ро­тозеи”, “Де­ти”.

Аг­ния Бар­то. Сти­хи

Ак­са­ков С.Т. Детс­кие го­ды Баг­ро­ва-вну­ка. Алень­кий цве­точек.

Ак­са­ков.С. Т. Алень­кий цве­точек.

Ан­дерсен Х.-К. Снеж­ная ко­роле­ва. Ди­кие ле­беди. Дюй­мо­воч­ка. Ог­ни­во. Со­ловей.

Анд­ре­ев Л.Н. Петь­ка на да­че. Ан­ге­лочек. Ку­сака.

Ар­сеньев В.К. Дер­су Уза­ла.

Ба­жов П.П. Кни­га ска­зов “Ма­лахи­товая шка­тул­ка”. Ураль­ские ска­зы.

Ба­жов. П. П. Се­реб­ря­ное ко­пыт­це.

Бе­ля­ев А., Ка­зан­цев А., Об­ру­чев В. (по од­но­му про­из­ве­дению по вы­бору).

Би­ан­ки В.В. Сказ­ки и расс­ка­зы. Лес­ная га­зета.

Биб­лия для де­тей.

Бла­гини­на.Е. По­сидим в ти­шине.

Бра­гин В.В. стра­не дре­мучих трав.

Ваг­нер Н.П. Сказ­ки ко­та Мур­лы­ки.

Вол­ков А.М. Вол­шебник Изум­рудно­го го­рода и др.

Гай­дар А.П. Во­ен­ная тай­на. Го­рячий ка­мень. Чук и Гек. Го­лубая чаш­ка. Ти­мур и его ко­ман­да и др.

Га­рин-Ми­хай­ловс­кий Н.Г. Детс­тво Те­мы. Ис­по­ведь от­ца. Алоч­ка. Дво­рец Ди­ма. Счаст­ли­вый день. Вол­шебни­ца Ашам. Хит­рая де­воч­ка. Счастье. По­пугай. Чер­ный принц.

Гар­шин В.М. Аt­ta­lea prin­ces. Сказ­ка о жа­бе и ро­зе. Ля­гуш­ка-пу­тешест­вен­ни­ца. Ска­зание о гор­дом Аг­гее.

Га­уф В. Ка­лиф-аист. Ма­лень­кий Мук. Кар­лик Нос. Хо­лод­ное серд­це.

Горь­кий А.М. Детс­тво. Ут­ро. Во­робьиш­ко. Слу­чай с Ев­сей­кой. Са­мовар. Про Ива­нуш­ку-ду­рач­ка. Яш­ка. Дед Ар­хип и Лень­ка. Ва­лашс­кая сказ­ка. Сказ­ки об Ита­лии (За­веты ры­бака. Пе­пе. Серд­це ма­тери. Симп­лон­ский тун­нель).

Гоф­ман Э.Т.А. Щел­кунчик, или Мы­шиный ко­роль.

Гри­горо­вич Д.В. Гут­та­пер­че­вый маль­чик.

Гримм Я. и В. Сказ­ки.

Грин­вуд Д. Ма­лень­кий обор­выш.

Гу­барев В., Ме­лентьев А., Кра­пивин В., Бу­лычев К. (по од­но­му про­из­ве­дению по вы­бору).

Гю­го В. Ко­зет­та. Гав­рош.

Дж.Ро­дари. Чип­по­лино.

Дра­гунс­кий В. Де­нис­ки­ны расс­ка­зы.

Ер­шов П.П. Ко­нек-Гор­бу­нок.

Еф­ре­мов И. Один ро­ман по вы­бору.

Жит­ков Б.С. Морс­кие ис­то­рии. Плот­ник. Сквозь дым и пла­мя. Те­лег­рамма. Про сло­на. Про вол­ка. Про обезьян­ку. Что я ви­дел. Пу­дя. Как я ло­вил че­ловеч­ков и др.

Жу­ковс­кий В.А. Спя­щая ца­рев­на. Сказ­ка о ца­ре Бе­рен­дее. Сказ­ка об Ива­не-ца­реви­че и Се­ром вол­ке. Тюль­па­новое де­рево. Сти­хи.

Жюль Верн. Де­ти ка­пита­на Гран­та.

За­ходер Б. Сти­хи, пе­рево­ды, сказ­ки.

Зо­щен­ко М.М. Расс­ка­зы из цик­лов “Ум­ные жи­вот­ные”, “Смеш­ные расс­ка­зы”, “Ле­ля и Минь­ка”, “Расс­ка­зы о Минь­ки­ном детс­тве”.

Ильин М.М. Расс­ка­зы о ве­щах. Расс­ка­зы о том, что те­бя ок­ру­жа­ет.

Ка­верин В.А. О ве­селом тру­бочис­те и мас­те­ре Зо­лотые ру­ки. Ле­та­ющий маль­чик. Не­мухинс­кие му­зыкан­ты. Два ка­пита­на.

Ка­рам­зин Н.М. Прек­расная ца­рев­на и щаст­ли­вый кар­ла. Илья Му­ромец. Дре­мучий лес. Ев­ге­ний и Юлия.

Ка­та­ев В. Цве­тик-се­миц­ве­тик.

Ка­та­ев В.П. Цве­тик-се­миц­ве­тик. Ду­доч­ка и кув­шинчик. Бе­ле­ет па­рус оди­нокий. Сын пол­ка.

Кип­линг Р. Кни­га джунг­лей.

Ко­валь Ю.И. Не­допе­сок. Са­мая лег­кая лод­ка в ми­ре и др.

Ко­ролен­ко Д.У. Де­ти под­зе­мелья. Сле­пой му­зыкант.

Ку­куш­ка. Не­нец­кая сказ­ка.

Куп­рин А.И. Бе­лый пу­дель. Слон. Бар­бос и Жуль­ка. Изум­руд. В зве­рин­це. Ю-ю. Си­няя звез­да. Чет­ве­ро ни­щих.

Кэр­ролл Л. Али­са в Стра­не Чу­дес. Али­са в За­зер­калье.

Ла­гер­лёф С. Пу­тешест­вие Ниль­са с ди­кими гу­сями. Ле­ген­ды о Хрис­те.

Ла­гин Л.И. Ста­рик Хот­та­быч.

Линд­грен А. Три­логия о Карл­со­не. Пеп­пи Длин­ный Чу­лок.

Лон­дон Д. Бе­лый клык.

Льюис К. Хро­ники Нар­нии.

Ма­ло Т. Без семьи.

Ма­мин-Си­биряк Д.Н. Зи­мовье на Сту­деной. При­емыш. Еме­ля-охот­ник. Се­рая Шей­ка. Бо­гач и Ерем­ка. Вер­тел. Але­нуш­ки­ны сказ­ки.

Марк Твен. Прик­лю­чения То­ма Сойера. Принц и ни­щий.

Мар­шак С. Две­над­цать ме­сяцев.

Мар­шак С. Расс­каз о не­из­вест­ном ге­рое.

Мар­шак С.Я. Те­ремок, дру­гие сказ­ки, сказ­ки-пьесы, сти­хи и пе­рево­ды. Ли­тера­тур­но-кри­тичес­кие статьи о детс­кой ли­тера­туре.

Ма­яковс­кий В.В. Сти­хи для де­тей и в школь­ном изу­чении.

Милн А. Вин­ни-Пух и все-все-все.

Ми­фы на­родов ми­ра. Ми­фы древ­ней Гре­ции.

Ми­хал­ков С.В. Сти­хи и пьесы для де­тей. Бас­ни.

Мо­жей­ко И.В. 1185 год.

Нек­ра­сов А.С. Ка­питан Врун­гель.

Нек­ра­сов Н.А. Де­душ­ка Ма­зай и зай­цы. Ге­нерал Топ­ты­гин. Крестьянс­кие де­ти. Сти­хи.

Нес­те­ров В. Связь вре­мен.

Но­сов Н.Н. Прик­лю­чения Нез­най­ки и его дру­зей. Бо­бик в гос­тях у Бар­бо­са. Юмо­рис­ти­чес­кие расс­ка­зы и по­вес­ти для де­тей (2–3 по вы­бору).

Ог­нев Н. Днев­ник Кос­ти Ряб­це­ва.

Одо­евс­кий В.Ф. Го­родок в та­бакер­ке. Мо­роз Ива­нович. Ин­дий­ская сказ­ка о че­тырех глу­хих. Царь-де­вица. Сто­ляр. Иго­ша.

Оле­ша Ю.К. Три толс­тя­ка.

Осе­ева В. Вол­шебное сло­во. Сбор­ник

Пань­кин И. Ле­ген­ды о мас­те­ре Тыч­ке.

Пер­ро Ш. Сказ­ки.

По­горель­ский А. Чер­ная ку­рица, или Под­земные жи­тели.

Под­борка пос­ло­виц о друж­бе. Сбор­ник за­гадок.

По­эзия обэ­ри­утов для де­тей: Д. Хармс, В. Вла­дими­ров, Н. За­болоц­кий (2–3 сти­хот­во­рения каж­до­го ав­то­ра).

Приш­вин М.М. Ли­сич­кин хлеб. Зо­лотой луг (по вы­бору). Бе­рес­тя­ная тру­боч­ка. Сказ­ка-быль “Кла­довая солн­ца”.

Пуш­кин А.С. Все сказ­ки, по­эма “Рус­лан и Люд­ми­ла”.

Рас­пу­тин В. Ру­доль­фио. Уро­ки фран­цузс­ко­го.

Ре­мизов А.М. По­солонь. Зай­ка. Зве­ниго­род скли­кан­ный. К Мо­рю-Оке­ану. До­кука и ба­лагурье (3–4 сказ­ки по вы­бору).

Русс­кие на­род­ные сказ­ки (3–4 каж­до­го жан­ра). Де­ятель­ность В. Да­ля, В. Афа­насьева, Л.Н. Толс­то­го, А.К. Толс­то­го, А.Н. Толс­то­го и др.

Са­хар­ное С.В. Раз­ноцвет­ное мо­ре.

Са­ша Чер­ный. Что ко­му нра­вит­ся. Днев­ник фок­са Мик­ки.

Свирс­кий А.И. Ры­жик.

Сент-Эк­зю­пери А. Ма­лень­кий принц.

Сер­гей Ми­хал­ков. Сти­хи для и расс­ка­зы де­тей.

Ска­зание про храб­ро­го ви­тязя про Бо­ву Ко­роле­вича.

Сказ­ка о сы­не вол­шебни­ка и о трех та­лис­ма­нах.

Сказ­ки на­родов ми­ра (7–10).

Ста­нюко­вич К.М. Че­ловек за бор­том. Се­вас­то­поль­ский маль­чик. Мак­симка, Нянь­ка и др.

Ток­ма­кова.И. Жи­ви елоч­ка.

Ток­ма­кова.И. Ру­кавич­ки.

Тол­ки­ен Дж.Р.Р. Влас­те­лин ко­лец.

Толс­той А.Н. Со­рочьи сказ­ки. Ру­салочьи сказ­ки. Сказ­ки для де­тей. Детс­тво Ни­киты. Зо­лотой клю­чик, или Прик­лю­чения Бу­рати­но. Фан­тасти­чес­кие по­вес­ти (1 по вы­бору).

Толс­той Л. Лев и со­бач­ка.

Толс­той Л.Н. Детс­тво. Аз­бу­ка. Кав­казс­кий плен­ник.

Ту­ве Ян­сон. Шля­па Вол­шебни­ка. Му­ми-тролль и ко­мета. Ме­му­ары па­пы Му­ми-трол­ля. Опас­ное ле­то. Вол­шебная зи­ма.

Тур­ге­нев И.С. Бе­жин луг. Пев­цы. Му­му. Во­робей.

Тэф­фи Н.А. Не­живой зверь. Счаст­ли­вая. Чер­тик в ба­ноч­ке. Мой пер­вый Толс­той. Ка­тень­ка. При­гото­виш­ка. Ва­ля. Киш­миш. Лю­бовь и вес­на.

Уай­льд О. Счаст­ли­вый принц. Со­ловей и ро­за. Ры­бак и его Ду­ша, Маль­чик-Звез­да.

Уж как я ль свою ко­ровуш­ку люб­лю. Русс­кая на­род­ная по­теш­ка.

Ус­пенс­кий Э. Сти­хи и сказ­ки.

Ушинс­кий К.Д. Два плу­га. Охот­ник до ска­зок. Не лад­но скро­ен, да креп­ко сшит. Ли­са и ко­зел. Плу­тиш­ка кот.

Фрэнк Ба­ум. Муд­рец из стра­ны Оз.

Чарс­кая Л. (2–3 про­из­ве­дения по вы­бору).

Ча­рушин Е.И., Скре­биц­кий Г., Слад­ков Н.И., Па­ус­товс­кий К., Чап­ли­на В. (2–3 про­из­ве­дения каж­до­го ав­то­ра по вы­бору).

Че­хов А.П. Вань­ка. Маль­чи­ки. Дет­во­ра. Спать хо­чет­ся. Каш­танка. Бе­лоло­бый. Во­лодя. Бег­лец. Со­бытие.

Чу­ковс­кий К.И. Сти­хот­ворные сказ­ки. Ай­бо­лит (про­за­ичес­кий) //Хью Лоф­тинг. Док­тор Ду­литл.

Шварц Е.Л. Два бра­та. Сказ­ка о по­терян­ном вре­мени. Рас­се­ян­ный вол­шебник. Два кле­на. Крас­ная Ша­поч­ка. Снеж­ная ко­роле­ва. Зо­луш­ка. Го­лый ко­роль. Дра­кон. Обык­но­вен­ное чу­до.

Шер­гин Б. Ска­зы о Ши­ше.

Шим Э.Ю. Расс­ка­зы и сказ­ки.