Обращения граждан и юридических лицВерсия для слабовидящих

Курс предпрофильной подготовки для учащихся 9 – х классов «Твой выбор».

По­яс­ни­тель­ная за­пис­ка

В ус­ло­ви­ях вве­дения в шко­ле предп­ро­филь­ной под­го­тов­ки и про­филь­но­го обу­чения боль­шое зна­чение име­ют вы­работ­ка но­вых и со­вер­шенс­тво­вание име­ющих­ся средств пе­даго­гичес­кой и пси­холо­гичес­кой под­держ­ки вы­бора уча­щими­ся нап­равле­ния про­дол­же­ния об­ра­зова­ния.

В ус­ло­ви­ях вве­дения в шко­ле предп­ро­филь­ной под­го­тов­ки и про­филь­но­го обу­чения боль­шое зна­чение име­ют вы­работ­ка но­вых и со­вер­шенс­тво­вание име­ющих­ся средств пе­даго­гичес­кой и пси­холо­гичес­кой под­держ­ки вы­бора уча­щими­ся нап­равле­ния про­дол­же­ния об­ра­зова­ния.

Цель пси­холо­го-пе­даго­гичес­ко­го соп­ро­вож­де­ния предп­ро­филь­ной под­го­тов­ки – ока­зание под­держ­ки уча­щим­ся в при­нятии ре­шения о вы­боре про­филя обу­чения.

Курс «Твой вы­бор» пред­назна­чен для ока­зания пси­холо­го-пе­даго­гичес­кой под­держ­ки уча­щим­ся де­вятых клас­сов в вы­боре про­филя обу­чения и про­дол­же­ния об­ра­зова­ния. Он да­ет школь­ни­кам предс­тав­ле­ние об ос­но­вах вы­бора про­филя обу­чения, о воз­можнос­тях по­луче­ния об­ра­зова­ния по изб­ран­но­му про­филю; сти­мули­ру­ет са­мопоз­на­ние уча­щими­ся сво­их склон­ностей, спо­соб­ностей в со­от­ветс­твии с из­би­ра­емым про­филем; раз­ви­ва­ет на­выки це­лепо­лага­ния, пла­ниро­вания про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния и са­моп­ре­зен­та­ции, а так­же при­об­ре­тение прак­ти­чес­ко­го опы­та, со­от­ветс­тву­юще­го ин­те­ресам, склон­ностям лич­ности и про­филю даль­ней­ше­го обу­чения.

Цикл за­нятий пред­по­лага­ет про­работ­ку шес­ти ос­новных тем.

Пер­вое за­нятие («Го­тов­ность к вы­бору про­фес­си­ональ­но-об­ра­зова­тель­но­го марш­ру­та») ори­ен­ти­ру­ет уча­щих­ся в ос­новных це­лях, за­дачах кур­са, фор­мах ра­боты, по­мога­ет ос­мыслить свое от­но­шение к те­ме и но­сит в ос­новном мо­тиви­ру­ющий ха­рак­тер.

Сле­ду­ющие три те­мы («Мир про­фес­сий. Сла­га­емые вы­бора», «Про­фес­си­ональ­ные ин­те­ресы и склон­ности», «Спо­соб­ности и вы­бор про­филя обу­чения») пост­ро­ены на со­пос­тавле­нии ос­новных фак­то­ров аль­тер­на­тив­но­го вы­бора «хо­чу», «мо­гу», и «на­до» при­мени­тель­но к си­ту­ации вы­бора про­филя обу­чения. В со­дер­жа­ние за­нятий вхо­дит ин­форми­рова­ние школь­ни­ков о ми­ре про­фес­сий, са­моди­аг­ности­ка уча­щими­ся про­фес­си­ональ­ных ин­те­ресов и склон­ностей, спо­соб­ностей, со­пос­тавле­ние ими сво­их воз­можнос­тей с тре­бова­ни­ями, предъяв­ля­емы­ми из­би­ра­емым об­ра­зова­тель­ным про­филем.

За­вер­ша­ющие те­мы кур­са («Пла­ниро­вание про­фес­си­ональ­но­го марш­ру­та», «Уме­ния и на­выки са­моп­ре­зен­та­ции как фак­тор вы­бора об­ра­зова­тель­но­го про­филя»)  пре­дус­матри­ва­ют об­сужде­ние ва­ри­ан­тов про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, ов­ла­дение уча­щими­ся спо­соба­ми и при­ема­ми пла­ниро­вания про­фес­си­ональ­ной перс­пек­ти­вы, раз­ви­тие на­выков са­моп­ре­зен­та­ции.

Фор­ма про­веде­ния за­нятий кур­са.

Все за­нятия ос­но­ваны на пре­иму­щест­вен­ном ис­поль­зо­вании ак­тивных форм ра­боты (са­моди­аг­ности­ка, дис­куссии, ро­левое мо­дели­рова­ние и т.д.).

Ор­га­низа­ция си­ту­ации са­мо­исс­ле­дова­ния, ко­торая важ­на с точ­ки зре­ния вы­пол­не­ния за­дач кур­са, тре­бу­ет за­боты о бе­зопас­ной ат­мосфе­ре на за­няти­ях, соб­лю­дение прин­ци­пов ди­ало­гичес­ко­го об­ще­ния. Вот не­кото­рые из них:

  1. Ин­те­рес к дру­гому, его опы­ту. Го­тов­ность выс­лу­шать, да­же ес­ли точ­ки зре­ния не сов­па­да­ют.
  2. Проб­лемный, дис­кусси­он­ный ха­рак­тер по­сылов (выс­ка­зыва­ний). До­пус­ка­ет­ся рас­хожде­ние мне­ний. Все име­ют пра­во на свою по­зицию.
  3. Бе­зоце­ноч­ное восп­ри­ятие, парт­нер восп­ри­нима­ет­ся как рав­ный.
  4. Пер­со­нифи­циро­ван­ный ха­рак­тер со­об­ще­ний. Го­тов­ность к Я – выс­ка­зыва­ни­ям вза­мен ссы­лок на ав­то­рите­ты и обез­ли­чен­ные суж­де­ния.
  5. По­нима­ние, го­тов­ность по­мочь.

Ди­аг­ности­чес­кая де­ятель­ность в прог­рамме.

Пси­холо­гичес­кая ди­аг­ности­ка яв­ля­ет­ся од­ним из ви­дов ока­зания прак­ти­чес­кой по­мощи уча­щим­ся в про­цес­се про­фес­си­ональ­но­го са­мо­оп­ре­деле­ния. Пси­ходи­аг­ности­чес­кая ра­бота в прог­рамме про­филь­ной ори­ен­та­ции вы­пол­ня­ет ряд за­дач:

  1. Обес­пе­чение са­мо­исс­ле­дова­ния уче­ника, яв­ля­юще­гося субъек­том вы­бора об­ра­зова­тель­но­го про­филя, изу­чения им ос­но­ваний для это­го вы­бора.
  2. Фик­си­рова­ние и отс­ле­жива­ние в объект­ном ре­жиме зна­чимых па­рамет­ров фор­ми­рова­ния го­тов­ности к вы­бору как у от­дель­но­го уче­ника, так и на уров­не клас­са, шко­лы в це­лом.
  3. Осу­щест­вле­ние оцен­ки эф­фектив­ности про­води­мой ра­боты по кур­су про­филь­ной ори­ен­та­ции.

Ак­цент в прог­рамме де­ла­ет­ся на под­го­тов­ке стар­шекласс­ни­ков к осоз­нанно­му вы­бору об­ра­зова­тель­но­го про­филя. Пси­ходи­аг­ности­чес­кая ра­бота глав­ным об­ра­зом стро­ит­ся на прин­ци­пах реф­лексив­ной ди­аг­ности­ки, что обес­пе­чива­ет са­мо­ана­лиз по­лучен­ных ре­зуль­та­тов, осоз­на­ние их зна­чимос­ти школь­ни­ком для сво­его раз­ви­тия и про­фес­си­ональ­но­го са­мо­оп­ре­деле­ния.

Ди­аг­ности­чес­кий ми­нимум пу­ти про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния уча­щих­ся 9 – х клас­сов.

Нап­равле­ние ди­аг­ности­киМе­тоди­ки для ди­аг­ности­чес­ко­го ми­ниму­ма
1.Ди­аг­ности­ка про­фес­си­ональ­ных ин­те­ресов и склон­ностей1. Ан­ке­та по жиз­ненно­му и про­фес­си­ональ­но­му са­мо­оп­ре­деле­нию уча­щих­ся (П.С. Лер­нер, Н.Ф. Ро­дичев).2. Диф­фе­рен­ци­аль­но – даг­ности­чес­кий оп­росник (ДДО) (Е.А. Кли­мов) / Ан­ке­та «Ори­ен­та­ция» (И.Л. Со­ломин). 3. «Кар­та ин­те­ресов» (мо­дифи­кация Г.В. Ре­зап­ки­ной).
2. Ди­аг­ности­ка про­фес­си­ональ­ных спо­соб­ностей и лич­ност­ных ка­честв1. Тес­ты учеб­ных дос­ти­жений. 2. Школь­ный тест умс­твен­но­го раз­ви­тия (ШТУР). Тест струк­ту­ры ин­теллек­та Р. Амт­ха­уэра (мо­дифи­кация Г. А. Ясю­ковой).
3. Ди­аг­ности­ка уров­ня го­тов­ности уча­щего­ся к са­мос­то­ятель­но­му и осоз­нанно­му вы­бору про­филя обу­чения1. Ан­ке­та по жиз­ненно­му и про­фес­си­ональ­но­му са­мо­оп­ре­деле­нию уча­щих­ся (П. С. Лер­нер, Н.Ф. Ро­дичев). 2. Ме­тоди­ка «Го­тов­ность к про­фес­си­ональ­но­му вы­бору» (адап­та­ция А. П. Чер­нявс­кой).

Оцен­ка эф­фектив­ности про­води­мой ра­боты по прог­рамме кур­са

Ан­ке­та для уча­щих­ся поз­во­ля­ет оце­нить субъек­тивную удов­летво­рен­ность гим­на­зис­тов про­веден­ной ра­ботой, их предс­тав­ле­ния о зна­чимос­ти этой де­ятель­нос­ти для вы­бора про­филя даль­ней­ше­го обу­чения. Об­щий вы­вод об эф­фектив­ности кур­са мож­но сде­лать, до­пол­нив дан­ные это­го бло­ка по­каза­теля­ми экс­пер­тно­го оце­нива­ния (уча­щих­ся, ро­дите­лей, учи­телей, пе­даго­га – пси­холо­га), (смот­ри­те при­ложе­ние № 1).

Те­мати­чес­кий план про­фори­ен­та­ци­он­но­го кур­са «Твой вы­бор»

Те­маЧа­сы
1. Го­тов­ность к вы­бору про­фес­си­ональ­но – об­ра­зова­тель­но­го марш­ру­та:5
Уп­ражне­ние «Кру­ги», вы­работ­ка норм груп­по­вого вза­имо­дей­ствия.1
Ин­форми­рова­ние (про­фес­сии вост­ре­бован­ные на    рын­ке тру­да).1
Про­фес­си­ональ­ное и жиз­ненное са­мо­оп­ре­деле­ние  гим­на­зис­тов.1
Ме­тоди­ка «Го­тов­ность к вы­бору про­фес­сии».
2
2. Мир про­фес­сий. Сла­га­емые вы­бора:6
Со­пос­тавле­ние схе­мы вы­бора про­фес­сии по Е.А. Кли­мову «Хо­чу, мо­гу, на­до».1
Сфе­ры и пред­ме­ты тру­да.1
Иг­ра «Аук­ци­он».1
Спи­сок прес­тижных про­фес­сий.1
Иг­ра «Уга­дай про­фес­сию».1
Ин­форми­рова­ние о сов­ре­мен­ном сос­то­янии на ре­ги­ональ­ном и фе­дераль­ном рын­ках тру­да.1
3.Про­фес­си­ональ­ные ин­те­ресы и склон­ности:5
Иг­ра – дис­куссия: «да – нет»1
Кар­та ин­те­ресов1
Пред­по­чита­емые ви­ды и сфе­ры де­ятель­нос­ти (мат­ри­ца вы­бора).1
Мо­тивы и пот­ребнос­ти.1
Са­мо­оцен­ка и уро­вень при­тяза­ний.1
4. Спо­соб­ности и вы­бор про­филя обу­чения:6
Диф­фе­рен­ци­аль­но – ди­аг­ности­чес­кий оп­росник.1
Ана­лиз тре­бова­ний раз­ных ти­пов про­фес­сий.1
Тех­но­логия при­нятия ре­шений.1
Эмо­ци­ональ­ный ин­теллект.1
Конс­трук­тивное вза­имо­дей­ствие.1
Пси­ходи­аг­ности­ка спо­соб­ностей.1
5. Пла­ниро­вание про­фес­си­ональ­но – об­ра­зова­тель­но­го марш­ру­та:6
Пу­ти про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния.1
Ра­бота с мат­ри­цей вы­бора.1
Ра­бота со «схе­мой аль­тер­на­тив­но­го вы­бора».1
Сос­тавле­ние про­фес­си­ональ­но­го пла­на.1
Пу­ти по­луче­ния про­фес­сии.1
Сов­ре­мен­ный ры­нок тру­да.1
6.Уме­ния и на­выки са­моп­ре­зен­та­ции как фак­тор вы­бора об­ра­зова­тель­но­го про­филя:6
Ро­левая иг­ра «Царс­тво – го­сударс­тво».1
Быть и /или ка­зать­ся.1
Ре­зюме и со­бесе­дова­ние.1
Ро­левая иг­ра «Со­бесе­дова­ние».1
Ошиб­ки при вы­боре про­филя обу­чения1
Зак­лю­читель­ная реф­лексия, ито­ги все­го кур­са.1
Все­го34

При­ложе­ние № 1

Ан­ке­та для уча­щих­ся

Ува­жа­емый гим­на­зист!

Про­сим вас выс­ка­зать свое мне­ние о за­няти­ях кур­са «Твой вы­бор»

  1. С ка­ким наст­ро­ением вы за­вер­ша­ете наш курс? (Чис­ло от­ве­тов не ог­ра­ниче­но.)

а) с уве­рен­ностью в се­бе и сво­их си­лах;

б) с на­деж­дой на отк­рыв­ши­еся мне спо­соб­ности и но­вые воз­можнос­ти вы­бора;

в) со стра­хом от­ветс­твен­ности за свой вы­бор;

г) с же­лани­ем про­дол­жать ра­боту над пост­ро­ением сво­его про­фес­си­ональ­но­го

бу­дуще­го;

д) дру­гое____________________________________________________________

  1. Как вы оце­нива­ете ре­зуль­та­ты сво­его учас­тия в прог­рамме кур­са «Твой вы­бор»?
Ва­ри­ан­ты от­ве­товА) даБ) ско­рее да, чем нетВ) ско­рее нет, чем даГ) нет
1) по­лучил по­лез­ную ин­форма­цию о вы­боре про­фес­сии



2) на­учил­ся об­щать­ся



3) уз­нал о се­бе и сво­их спо­соб­ностях но­вую ин­форма­цию



4) ос­во­ил важ­ные ша­ги вы­бора про­фес­сии



5) ут­вердил­ся в вы­боре



3.  Что бы­ло на­ибо­лее важ­ным в те­чение кур­са для ва­шего про­фес­си­ональ­но­го оп­ре­деле­ния? (Оце­ните сте­пень зна­чимос­ти тем кур­са по ме­ре убы­вания, то есть от са­мого зна­чимо­го до са­мого ме­нее зна­чимо­го: 6 – са­мый зна­чимый, 5 – ме­нее зна­чимый, …, 0 – нез­на­чимый.)

а) ин­форма­ция о ми­ре про­фес­сий, учеб­ных за­веде­ни­ях, рын­ке тру­да;

б) за­пол­не­ние тес­тов и оп­росни­ков, са­мопоз­на­ние;

в) ин­форма­ция об ал­го­рит­ме вы­бора про­фес­сии;

г) пост­ро­ение про­фес­си­ональ­но­го пла­на;

д) иг­ры и уп­ражне­ния;

е) от­ра­бот­ка на­выков са­моп­ре­зен­та­ции;

ж) дру­гое_______________________________________________________________

  1. Ка­кое уп­ражне­ние вам по­каза­лось на­ибо­лее по­лез­ным?

«Выс­тупле­ние без под­го­тов­ки».

« Про­фес­си­ональ­ный план».

Ро­левая иг­ра «Царс­тво – го­сударс­тво».

Дру­гое (что имен­но)_____________________________________________________

  1. Как вы оце­нива­ете свою про­фес­си­ональ­ную го­тов­ность пос­ле кур­са? ( Выб­рать один от­вет.)

а) я чет­ко знаю (предс­тав­ляю, чувс­твую), как выб­рать про­фес­сию и спла­ниро­вать свой про­фес­си­ональ­ный путь;

б) я по­нял (предс­та­вил, по­чувс­тво­вал), что мне еще предс­то­ит мно­го ра­боты для пост­ро­ения сво­его про­фес­си­ональ­но­го пу­ти;

в) я по­лучил мно­го по­лез­ной ин­форма­ции и еще не осоз­нал пол­ностью, что она мне да­ла;

г) я еще не мо­гу оп­ре­делить сво­ей про­фес­си­ональ­ной го­тов­ности.

Ли­тера­тура

1. Афа­насьева Н. В., Ма­лухи­на Н. В., Паш­ни­на М. Г. Про­фори­ен­та­ци­он­ный тре­нинг       для стар­шекласс­ни­ков «Твой вы­бор» / Под ред. Н. В. Афа­насьевой. – СПб.: Речь, 2007.

2. Бог­да­нова Т.Г., Кор­ни­лова Т.В. Ди­аг­ности­ка поз­на­ватель­ной сфе­ры ре­бен­ка. М.,

1994. С. 22 – 23.

3. Кли­мов Е.А. Как вы­бирать про­фес­сию. М.: Прос­ве­щение, 1990.

4. Ме­тоди­ка вы­яв­ле­ния го­тов­ности стар­шекласс­ни­ков к вы­бору про­филя обу­чения / Под ред. С. Н. Чис­тя­ковой. Там­бов: Изд – во ТГУ им. Г.Р. Дер­жа­вина, 2003.

5. Ме­тоди­ка экс­пресс – про­фори­ен­та­ции «Ори­ен­тир». СПб.: ГП «ИМА­ТОН», 2001.

6.Ос­ницкий И. К. Про­фес­си­ональ­ное ори­ен­ти­рова­ние уча­щих­ся при спе­ци­али­зации обу­чения // Воп­ро­сы пси­холо­гии. 1998, № 3.

7.Пе­келис В. Д. Твои воз­можнос­ти, че­ловек! М.: Зна­ние, 1984.

8.Пинс­кий А. А. Предп­ро­филь­ная под­го­тов­ка: на­чало экс­пе­римен­та. М.: Альянс      Пресс, 2004.

9.Пряж­ни­ков Н.С. Ме­тоды ак­ти­виза­ции про­фес­си­ональ­но­го и лич­ност­но­го са­мо­оп­ре­деле­ния. М.: Мос­ковс­кий пси­холо­го – со­ци­аль­ный инс­ти­тут; Во­ронеж: НПО «МО­ДЭК», 2003.

10.Пряж­ни­ков Н. С.  Про­фори­ен­та­ция в шко­ле: иг­ры, уп­ражне­ния, оп­росни­ки (8 – 11 клас­сы). М.: ВА­КО, 2005.

11.Пси­холо­гичес­кое соп­ро­вож­де­ние вы­бора про­фес­сии / Под ред. Л. М. Ми­тиной. М.: Флин­та, 2003.

12.Путь к про­фес­сии: ос­но­вы ак­тивной по­зиции на рын­ке тру­да / Под ред. Ж. Н. Бе­зус, Ю. П. Жу­ковой, И. В. Куз­не­цовой и др. Ярос­лавль: Центр «Ре­сурс», 2003.

13.Рай­го­родс­кий Д. Я. Прак­ти­чес­кая пси­ходи­аг­ности­ка. Ме­тоди­ки и тес­ты: Учеб­ное по­собие. Са­мара: ИД «БАХ­РАХ – М», 2002.

14.Ре­зап­ки­на Г. В. От­бор в про­филь­ные клас­сы. М.: Ге­незис, 2005.

15.Ре­зап­ки­на Г. В. Я и моя про­фес­сия. М.: Ге­незис, 2000.

16.Ре­зап­ки­на Г. В. «Про­фес­сия и карьера». Тре­нинг про­фес­си­ональ­но­го са­мо­оп­ре­деле­ния для уча­щих­ся 8 – 9 клас­сов. – М.: Школь­ный пси­холог № 2, 2009.

17.Са­вен­ков А. И. Раз­ви­тие исс­ле­дова­тель­ских спо­соб­ностей школь­ни­ков, М.: Ге­незис, 2004.

18.Сте­шов А. В. Уст­ное выс­тупле­ние: ло­гика и ком­по­зиция. Л.: Ле­нингр. орг. о – ва «Зна­ние» РСФСР, 1989.

19.Ту­ник Е. Е. Пси­ходи­аг­ности­ка твор­ческо­го мыш­ле­ния. Кре­атив­ные тес­ты. СПб.: Ди­дак­ти­ка Плюс, 2002.

20.Чер­нявс­кая А. П. Пси­холо­гичес­кое кон­суль­ти­рова­ние по про­фори­ен­та­ции. М.: Вла­дос – ПРЕСС, 2001.

21.Чис­тя­кова С. Н. Сла­га­емые вы­бора про­филя обу­чения и тра­ек­то­рии даль­ней­ше­го об­ра­зова­ния: Элек­тивный ори­ен­та­ци­он­ный курс для уча­щих­ся 9 клас­сов. Кни­га для чте­ния. М.: НФПК: Aca­demia, 2004.

22.Ют­ки­на Ю. «Рей­тинг про­фес­сий на рос­сий­ском рын­ке тру­да» // Лич­ные День­ги, 31.01.2005.

23.Ясю­кова Л. А. Тес­ты струк­ту­ры ин­теллек­та Р. Амт­ха­уэра. СПб.: ГП «ИМА­ТОН», 2002.