Пояснительная записка
В условиях введения в школе предпрофильной подготовки и профильного обучения большое значение имеют выработка новых и совершенствование имеющихся средств педагогической и психологической поддержки выбора учащимися направления продолжения образования.
В условиях введения в школе предпрофильной подготовки и профильного обучения большое значение имеют выработка новых и совершенствование имеющихся средств педагогической и психологической поддержки выбора учащимися направления продолжения образования.
Цель психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки – оказание поддержки учащимся в принятии решения о выборе профиля обучения.
Курс «Твой выбор» предназначен для оказания психолого-педагогической поддержки учащимся девятых классов в выборе профиля обучения и продолжения образования. Он дает школьникам представление об основах выбора профиля обучения, о возможностях получения образования по избранному профилю; стимулирует самопознание учащимися своих склонностей, способностей в соответствии с избираемым профилем; развивает навыки целеполагания, планирования профессионального образования и самопрезентации, а также приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности и профилю дальнейшего обучения.
Цикл занятий предполагает проработку шести основных тем.
Первое занятие («Готовность к выбору профессионально-образовательного маршрута») ориентирует учащихся в основных целях, задачах курса, формах работы, помогает осмыслить свое отношение к теме и носит в основном мотивирующий характер.
Следующие три темы («Мир профессий. Слагаемые выбора», «Профессиональные интересы и склонности», «Способности и выбор профиля обучения») построены на сопоставлении основных факторов альтернативного выбора «хочу», «могу», и «надо» применительно к ситуации выбора профиля обучения. В содержание занятий входит информирование школьников о мире профессий, самодиагностика учащимися профессиональных интересов и склонностей, способностей, сопоставление ими своих возможностей с требованиями, предъявляемыми избираемым образовательным профилем.
Завершающие темы курса («Планирование профессионального маршрута», «Умения и навыки самопрезентации как фактор выбора образовательного профиля») предусматривают обсуждение вариантов профессионального образования, овладение учащимися способами и приемами планирования профессиональной перспективы, развитие навыков самопрезентации.
Форма проведения занятий курса.
Все занятия основаны на преимущественном использовании активных форм работы (самодиагностика, дискуссии, ролевое моделирование и т.д.).
Организация ситуации самоисследования, которая важна с точки зрения выполнения задач курса, требует заботы о безопасной атмосфере на занятиях, соблюдение принципов диалогического общения. Вот некоторые из них:
- Интерес к другому, его опыту. Готовность выслушать, даже если точки зрения не совпадают.
- Проблемный, дискуссионный характер посылов (высказываний). Допускается расхождение мнений. Все имеют право на свою позицию.
- Безоценочное восприятие, партнер воспринимается как равный.
- Персонифицированный характер сообщений. Готовность к Я – высказываниям взамен ссылок на авторитеты и обезличенные суждения.
- Понимание, готовность помочь.
Диагностическая деятельность в программе.
Психологическая диагностика является одним из видов оказания практической помощи учащимся в процессе профессионального самоопределения. Психодиагностическая работа в программе профильной ориентации выполняет ряд задач:
- Обеспечение самоисследования ученика, являющегося субъектом выбора образовательного профиля, изучения им оснований для этого выбора.
- Фиксирование и отслеживание в объектном режиме значимых параметров формирования готовности к выбору как у отдельного ученика, так и на уровне класса, школы в целом.
- Осуществление оценки эффективности проводимой работы по курсу профильной ориентации.
Акцент в программе делается на подготовке старшеклассников к осознанному выбору образовательного профиля. Психодиагностическая работа главным образом строится на принципах рефлексивной диагностики, что обеспечивает самоанализ полученных результатов, осознание их значимости школьником для своего развития и профессионального самоопределения.
Диагностический минимум пути профессионального образования учащихся 9 – х классов.
Направление диагностики | Методики для диагностического минимума |
1.Диагностика профессиональных интересов и склонностей | 1. Анкета по жизненному и профессиональному самоопределению учащихся (П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев).2. Дифференциально – дагностический опросник (ДДО) (Е.А. Климов) / Анкета «Ориентация» (И.Л. Соломин). 3. «Карта интересов» (модификация Г.В. Резапкиной). |
2. Диагностика профессиональных способностей и личностных качеств | 1. Тесты учебных достижений. 2. Школьный тест умственного развития (ШТУР). Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (модификация Г. А. Ясюковой). |
3. Диагностика уровня готовности учащегося к самостоятельному и осознанному выбору профиля обучения | 1. Анкета по жизненному и профессиональному самоопределению учащихся (П. С. Лернер, Н.Ф. Родичев). 2. Методика «Готовность к профессиональному выбору» (адаптация А. П. Чернявской). |
Оценка эффективности проводимой работы по программе курса
Анкета для учащихся позволяет оценить субъективную удовлетворенность гимназистов проведенной работой, их представления о значимости этой деятельности для выбора профиля дальнейшего обучения. Общий вывод об эффективности курса можно сделать, дополнив данные этого блока показателями экспертного оценивания (учащихся, родителей, учителей, педагога – психолога), (смотрите приложение № 1).
Тематический план профориентационного курса «Твой выбор»
Тема | Часы |
1. Готовность к выбору профессионально – образовательного маршрута: | 5 |
Упражнение «Круги», выработка норм группового взаимодействия. | 1 |
Информирование (профессии востребованные на рынке труда). | 1 |
Профессиональное и жизненное самоопределение гимназистов. | 1 |
Методика «Готовность к выбору профессии». | 2 |
2. Мир профессий. Слагаемые выбора: | 6 |
Сопоставление схемы выбора профессии по Е.А. Климову «Хочу, могу, надо». | 1 |
Сферы и предметы труда. | 1 |
Игра «Аукцион». | 1 |
Список престижных профессий. | 1 |
Игра «Угадай профессию». | 1 |
Информирование о современном состоянии на региональном и федеральном рынках труда. | 1 |
3.Профессиональные интересы и склонности: | 5 |
Игра – дискуссия: «да – нет» | 1 |
Карта интересов | 1 |
Предпочитаемые виды и сферы деятельности (матрица выбора). | 1 |
Мотивы и потребности. | 1 |
Самооценка и уровень притязаний. | 1 |
4. Способности и выбор профиля обучения: | 6 |
Дифференциально – диагностический опросник. | 1 |
Анализ требований разных типов профессий. | 1 |
Технология принятия решений. | 1 |
Эмоциональный интеллект. | 1 |
Конструктивное взаимодействие. | 1 |
Психодиагностика способностей. | 1 |
5. Планирование профессионально – образовательного маршрута: | 6 |
Пути профессионального образования. | 1 |
Работа с матрицей выбора. | 1 |
Работа со «схемой альтернативного выбора». | 1 |
Составление профессионального плана. | 1 |
Пути получения профессии. | 1 |
Современный рынок труда. | 1 |
6.Умения и навыки самопрезентации как фактор выбора образовательного профиля: | 6 |
Ролевая игра «Царство – государство». | 1 |
Быть и /или казаться. | 1 |
Резюме и собеседование. | 1 |
Ролевая игра «Собеседование». | 1 |
Ошибки при выборе профиля обучения | 1 |
Заключительная рефлексия, итоги всего курса. | 1 |
Всего | 34 |
Приложение № 1
Анкета для учащихся
Уважаемый гимназист!
Просим вас высказать свое мнение о занятиях курса «Твой выбор»
- С каким настроением вы завершаете наш курс? (Число ответов не ограничено.)
а) с уверенностью в себе и своих силах;
б) с надеждой на открывшиеся мне способности и новые возможности выбора;
в) со страхом ответственности за свой выбор;
г) с желанием продолжать работу над построением своего профессионального
будущего;
д) другое____________________________________________________________
- Как вы оцениваете результаты своего участия в программе курса «Твой выбор»?
Варианты ответов | А) да | Б) скорее да, чем нет | В) скорее нет, чем да | Г) нет |
1) получил полезную информацию о выборе профессии | ||||
2) научился общаться | ||||
3) узнал о себе и своих способностях новую информацию | ||||
4) освоил важные шаги выбора профессии | ||||
5) утвердился в выборе |
3. Что было наиболее важным в течение курса для вашего профессионального определения? (Оцените степень значимости тем курса по мере убывания, то есть от самого значимого до самого менее значимого: 6 – самый значимый, 5 – менее значимый, …, 0 – незначимый.)
а) информация о мире профессий, учебных заведениях, рынке труда;
б) заполнение тестов и опросников, самопознание;
в) информация об алгоритме выбора профессии;
г) построение профессионального плана;
д) игры и упражнения;
е) отработка навыков самопрезентации;
ж) другое_______________________________________________________________
- Какое упражнение вам показалось наиболее полезным?
«Выступление без подготовки».
« Профессиональный план».
Ролевая игра «Царство – государство».
Другое (что именно)_____________________________________________________
- Как вы оцениваете свою профессиональную готовность после курса? ( Выбрать один ответ.)
а) я четко знаю (представляю, чувствую), как выбрать профессию и спланировать свой профессиональный путь;
б) я понял (представил, почувствовал), что мне еще предстоит много работы для построения своего профессионального пути;
в) я получил много полезной информации и еще не осознал полностью, что она мне дала;
г) я еще не могу определить своей профессиональной готовности.
Литература
1. Афанасьева Н. В., Малухина Н. В., Пашнина М. Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007.
2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.,
1994. С. 22 – 23.
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
4. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения / Под ред. С. Н. Чистяковой. Тамбов: Изд – во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003.
5. Методика экспресс – профориентации «Ориентир». СПб.: ГП «ИМАТОН», 2001.
6.Осницкий И. К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения // Вопросы психологии. 1998, № 3.
7.Пекелис В. Д. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1984.
8.Пинский А. А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. М.: Альянс Пресс, 2004.
9.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.
10.Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы). М.: ВАКО, 2005.
11.Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. М.: Флинта, 2003.
12.Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда / Под ред. Ж. Н. Безус, Ю. П. Жуковой, И. В. Кузнецовой и др. Ярославль: Центр «Ресурс», 2003.
13.Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. Самара: ИД «БАХРАХ – М», 2002.
14.Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005.
15.Резапкина Г. В. Я и моя профессия. М.: Генезис, 2000.
16.Резапкина Г. В. «Профессия и карьера». Тренинг профессионального самоопределения для учащихся 8 – 9 классов. – М.: Школьный психолог № 2, 2009.
17.Савенков А. И. Развитие исследовательских способностей школьников, М.: Генезис, 2004.
18.Стешов А. В. Устное выступление: логика и композиция. Л.: Ленингр. орг. о – ва «Знание» РСФСР, 1989.
19.Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
20.Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профориентации. М.: Владос – ПРЕСС, 2001.
21.Чистякова С. Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс для учащихся 9 классов. Книга для чтения. М.: НФПК: Academia, 2004.
22.Юткина Ю. «Рейтинг профессий на российском рынке труда» // Личные Деньги, 31.01.2005.
23.Ясюкова Л. А. Тесты структуры интеллекта Р. Амтхауэра. СПб.: ГП «ИМАТОН», 2002.