Девятиклассник Ваня полон энергии и целеустремлен, он хорошо учится, но только по тем предметам, которые, как он считает, понадобятся в будущем. Он хочет стать экономистом и бизнесменом, поэтому активно изучает математику, экономику и языки, факультативно изучает бухучет и не обижается на насмешки одноклассников по этому поводу. Они, однако, уважают его за почти энциклопедические знания в области экономической географии разных стран и хорошее знание западной музыкальной культуры, так как Ваня считает, что бизнесмен может в будущем оказаться в сфере шоу-бизнеса.{K2Splitter}
Девятиклассник Ваня полон энергии и целеустремлен, он хорошо учится, но только по тем предметам, которые, как он считает, понадобятся в будущем. Он хочет стать экономистом и бизнесменом, поэтому активно изучает математику, экономику и языки, факультативно изучает бухучет и не обижается на насмешки одноклассников по этому поводу. Они, однако, уважают его за почти энциклопедические знания в области экономической географии разных стран и хорошее знание западной музыкальной культуры, так как Ваня считает, что бизнесмен может в будущем оказаться в сфере шоу-бизнеса.
Семиклассник Андрей – очень деятельная и увлекающаяся натура. Он хотел опробовать многое, он ставит большие цели, но редко достигает их, на полпути он теряет интерес к одному и «загорается» новой идеей. Ребята считают его «заводным, но ненадежным». Андрей оптимист, но в душе переживает из-за того, что еще ничего не достиг в жизни.
Десятиклассница Света предпочитает ничего не планировать, так как она не успевает делать даже то, что не надо планировать, например, уроки. Она постоянно спешит, суетится и нервничает. Ее можно видеть постоянно что-то ищущей. Важные дела она делает в последнюю очередь и никогда не успевает сделать их достаточно хорошо.
Ее подруга Нина откладывает домашние задания на последний момент и когда получает за них «тройку», утешает себя тем, что «если бы у меня было больше времени на подготовку, я бы, конечно, сделала лучше».
На занятиях у психолога одиннадцатиклассник Петр так и не смог представить свою жизнь через 10 лет. Его богатое в обычных условиях воображение «отказало» ему. Вместо подробного и увлекательного образа он увидел только туман и себя, несущегося куда-то на спортивной машине. Его ли это машина? Есть ли кто-то рядом с ним в этой машине и в этой жизни? Куда он едет? Откуда? Где работает, что делает? Все эти вопросы остались для него без ответа, только «испортили настроение» Петру.
Как помочь Петру, Свете, Андрею и Нине? Что дает силы и уверенность Ване? Мы можем сказать, что Ваня успешно завершил этап профессионального самоопределения, но не можем объяснить, почему этого не сделал Петр. Мы также говорим, что у Андрея непостоянный характер, а у Нины и Светы боязнь неудачи, проявляющаяся в стремлении все отложить на потом и оправдать неуспех нехваткой времени. Однако как помочь этим ребятам? У них серьезные проблемы в отношениях со временем.
Отношения человека со временем, безусловно, являются показателем его личностной зрелости. Именно характер этих отношений, или компетентность «во времени», являются одним из основных показателей зрелой личности.
Гармоничное отношение со временем означают две, на первый взгляд, противоположные вещи:
- Во-первых, способность жить настоящим, то есть, переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не как подготовку к будущему или как фатальное следствие прошлого;
- Во-вторых, способность ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной.
Исследователи человеческой природы пишут также о том, что нельзя важные дела превращать в срочные.
Кризис идентичности – это нормативный кризис 15-17 лет.
Признаки кризиса таковы:
- Подросток не видит связи своего будущего с сегодняшним днем, он старается не думать о завтрашнем дне,
- В настоящем он ощущает постоянный цейтнот, ничего не успевает, его собственная необязательность приводит к снижению его самоуважения.
Эти два признаки только на первый взгляд выглядят не связанными между собой. В действительности инфантильная попытка подростка как можно дольше оставаться в детском состоянии естественным образом приводит к необязательности, так как только дальние жизненные планы проясняютсмыслы любых дополнительных усилий. В жизни любого старшеклассника появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. Профессиональное самоопределение происходит в 14-15 лет и означает смену ведущей деятельности подростка с коммуникативной на профессиональную. Девятиклассники поставлены перед проблемой выбора другой школы или другого (профильного) класса, и эта актуальная задача вынуждает их и их родителей задуматься о будущем. На этот период приходится пик личностной тревожности по тесту Спилбергера.
Таким образом, необходима систематическая работа по согласованию ближних и дальних перспектив подростка. Не умеют грамотно вести такую работу и родители, как бы ни были они заинтересованы в результатах.
Все сказанное позволяет сделать вывод об актуальности специальной психологической работе по программе, обучающей целеполаганию, навыкам планирования и достижения поставленных целей. В нашей гимназии – это курс «Думая о будущем». Начинать его с 15-17 – летними школьниками уже поздно. Этот курс интегрирует результаты других курсов, направленных на принятие себя, на получение знаний о своих правах, индивидуальных особенностях и потребностях и на навыки самоподдержки и преодоления стресса.
Программа курса включает три этапа, различные и по глубине психокоррекционной работы, и соответственно, по методам.
Первый этап – «Искусство успевать» посвящен обучению планированию и распределению времени. Он разработан для младших подростков (11-13 лет) и отдельный курс для тех родителей, которые озабочены тем, что их дети не доводят начатое дело до конца или «не успевают справляться с нагрузками».
Второй этап – «Мечтайте правильно» – для четырнадцатилетних. Он посвящен умению ставить цели. На этом этапе решается две задачи:
- преодоление страхов перед любым целеполаганием у тех подростков, которые имеют большой травмирующий опыт неудач и выбирают психологическую защиту по типу «не очень-то и хотелось».
- установление соответствия между целями на будущее и реальными потребностями подростка, его личными представлениями о счастье (о полноценной радостной жизни).
Третий этап – «Искусство достигать». Он начинается с 14-15-летними и продолжается до выпускных экзаменов. На этом этапе рассматриваются ресурсы каждого подростка для достижения поставленных им целей и вырабатывается индивидуальная стратегия преодоления трудностей и достижения успеха.
Если предыдущий этап построен как направленная визуализация будущего и рефлексия своих ожиданий от себя и жизни, то третий этап – это разновидность тренинга ответственности. В результате у участников группы появляется большая уверенность в своих силах, ощущение произвольности, личной ответственности за свои выборы и, как следствие, особое отношение к будущему, которое теперь воспринимается как естественное продолжение настоящего и прошлого.