Обращения граждан и юридических лиц Версия для слабовидящих

Психологическое занятие «Мотивация»

Кор­рекция сфе­ры про­фес­си­ональ­но­го са­мо­оп­ре­деле­ния.

Од­ним из ос­новных нап­равле­ний ра­боты пси­холо­га со стар­шекласс­ни­ками яв­ля­ет­ся про­веде­ние про­фори­ен­та­ци­он­ной ра­боты, раз­ви­тие го­тов­ности к про­фес­си­ональ­но­му са­мо­оп­ре­деле­нию.{K2Split­ter}

Кор­рекция сфе­ры про­фес­си­ональ­но­го са­мо­оп­ре­деле­ния.

Од­ним из ос­новных нап­равле­ний ра­боты пси­холо­га со стар­шекласс­ни­ками яв­ля­ет­ся про­веде­ние про­фори­ен­та­ци­он­ной ра­боты, раз­ви­тие го­тов­ности к про­фес­си­ональ­но­му са­мо­оп­ре­деле­нию.

Го­тов­ность к вы­бору про­фес­сии – это, во-пер­вых, внут­ренняя осоз­нанность са­мого фак­та вы­бора и оп­ре­делен­ность про­фес­си­ональ­ных ин­те­ресов, во-вто­рых, ос­ве­дом­ленность уче­ника о сво­их спо­соб­ностях и о том, ка­кие фи­зичес­кие и пси­холо­гичес­кие тре­бова­ния предъяв­ля­ет про­фес­сия к че­лове­ку. В свя­зи с этим важ­ную роль в ре­шении за­дач про­фори­ен­та­ции школь­ни­ков иг­ра­ют не толь­ко ди­аг­ности­чес­кие ме­тоды, но и ме­тоды пси­холо­гичес­кой кор­рекции, при про­веде­нии ко­торых ста­новят­ся оче­вид­ны­ми склон­ности уче­ника, с од­ной сто­роны, и его воз­можнос­ти – с дру­гой.

В на­чале про­веде­ния про­фори­ен­та­ци­он­ных уп­ражне­ний или боль­ших игр це­лесо­об­разно оз­на­комить­ся с про­фес­си­ональ­ны­ми на­мере­ни­ями стар­шекласс­ни­ков. Для это­го про­водит­ся оп­рос ли­бо по­лус­тандар­ти­зиро­ван­ное ин­тервью, ку­да мо­гут вой­ти сле­ду­ющие воп­ро­сы.

  1. Чем вы ду­ма­ете за­нять­ся пос­ле окон­ча­ния шко­лы?
  2. Ка­кой про­фес­сии, спе­ци­аль­нос­ти вы хо­тели бы пос­вя­тить се­бя?
  3. Ка­кие тре­бова­ния, по ва­шему мне­нию, эта про­фес­сия предъяв­ля­ет к че­лове­ку?
  4. Ка­кие тре­бова­ния предъяв­ля­ет выб­ранная ва­ми про­фес­сия к здо­ровью че­лове­ка? Как вы оце­нива­ете ва­шу при­год­ность по сос­то­янию здо­ровья к этой про­фес­сии?
  5. Как вы го­тови­те се­бя к выб­ранной про­фес­сии?
  6. Про­веря­ете ли вы раз­ви­тие про­фес­си­ональ­но важ­ных ка­честв у се­бя?
  7. Зна­ете ли вы, где мож­но по­лучить под­го­тов­ку к выб­ранной про­фес­сии?
  8. Что вы чи­тали о выб­ранной про­фес­сии.
  9. Ког­да вы выб­ра­ли про­фес­сию? Про­ис­хо­дили ли из­ме­нения в ва­шем вы­боре? По ка­ким при­чинам вы ме­няли вы­бор про­фес­сии?
  10. Ес­ли вы до сих пор не выб­ра­ли про­фес­сию, то по ка­ким при­чинам?
  11. Ва­ше ре­шение о вы­боре дан­ной про­фес­сии окон­ча­тель­но, или вы еще мо­жете пе­реду­мать?
  12. Вы­бирая про­фес­сию, на что вы ори­ен­ти­ру­етесь?
  13. Как вы пред­по­чита­ете ра­ботать: ин­ди­виду­аль­но, с то­вари­щем или в бри­гаде?
  14. Ка­кой об­ластью зна­ний и уме­ний вы ув­ле­ка­етесь: а) о при­роде; б) о на­уке; в) об ис­кусс­тве; г) о тех­ни­ке; д) о че­лове­ке.

Про­фори­ен­та­ци­он­ную кор­ре­ки­он­но-раз­ви­ва­ющую ра­боту со стар­шекласс­ни­ками мож­но про­водить в раз­личных фор­мах: в ви­де раз­ви­ва­ющих игр и уп­ражне­ний (они про­водят­ся в те­чение все­го учеб­но­го го­да, на класс­ных ча­сах и фа­куль­та­тив­ных за­няти­ях); в ви­де боль­ших игр и тре­нин­гов про­фес­си­ональ­но­го са­мо­оп­ре­деле­ния (они мо­гут про­водить­ся один-два ра­за в учеб­ном го­ду).

1. ПРОГ­РАММА РАЗ­ВИ­ВА­ЮЩИХ ИГР «Я ВЫ­БИРАЮ ПРО­ФЕС­СИЮ»

Она сос­то­ит из трех цик­лов за­нятий. Пер­вый цикл пос­вя­щен раз­бо­ру ус­ловных си­ту­аций вы­бора про­фес­сии, вто­рой – ана­лизу ти­пич­ных оши­бок и зат­рудне­ний, ко­торые ис­пы­тыва­ют мо­лодые лю­ди в этот пе­ри­од. На за­няти­ях третьего цик­ла школь­ни­ки об­сужда­ют конк­рет­ные си­ту­ации вы­бора про­фес­сии.

На за­няти­ях Н.В. Са­мо­уки­на пред­ла­га­ет при­мене­ние 3 ме­тоди­чес­ких при­емов ораг­ни­зации кол­лектив­ной де­ятель­нос­ти школь­ни­ков.

  1. Вза­им­ная груп­по­вая оцен­ка. По же­ланию участ­ни­ков ор­га­низу­ют­ся две груп­пы. Ру­ково­дите­лей групп (ко­ман­ди­ров) ре­бята вы­бира­ют из об­ще­го сос­та­ва участ­ни­ков. По­лучив за­дание, каж­дая груп­па вы­пол­ня­ет его са­мос­то­ятель­но и ав­то­ном­но от дру­гой груп­пы. Ре­зуль­та­ты (док­ла­ды групп) вы­носят­ся на об­щее об­сужде­ние, в ко­тором участ­ву­ют учи­тель и две груп­пы школь­ни­ков. Ана­лизи­ру­ют и оце­нива­ют по схе­ме: со­от­ветс­твие док­ла­да груп­пы за­дан­ной те­ме; пра­виль­ность ре­шения; ар­гу­мен­та­ция в поль­зу по­лучен­но­го ре­шения (пол­но­та ар­гу­мен­та­ции, ее про­думан­ность); твор­ческий ха­рак­тер ре­шения; пол­но­та ре­шения (на все ли воп­ро­сы есть от­ве­ты); сте­пень ис­поль­зо­вания пред­ло­жен­ных для за­нятия ма­тери­алов и схем.
  2. Ис­поль­зу­ет­ся так­же со­рев­но­вание меж­ду груп­па­ми. В кон­це каж­до­го за­дания ру­ково­дитель прак­ти­кума объяв­ля­ет две оцен­ки: за пра­виль­ность ре­шения груп­пы и за ак­тивность учас­тия в кол­лектив­ной ра­боте.
  3. При­ем «зер­ка­ло» сос­то­ит в сле­ду­ющем. Пси­холог (пе­дагог) расс­ка­зыва­ет о конк­рет­ном фак­те из жиз­ни та­ких же, как участ­ни­ки иг­ры, ре­бят. Он го­ворит о сво­ем от­но­шении к этим со­быти­ям, пос­ледс­тви­ях тех или иных пос­тупков. Юно­ши и де­вуш­ки срав­ни­ва­ют се­бя с пер­со­нажа­ми, со­от­но­сят свои дей­ствия с пос­тупка­ми ге­ро­ев.

ЦИКЛ I. УС­ЛО­ВИЯ ВЫ­БОРА ПРО­ФЕС­СИИ

ЗА­НЯТИЕ 1. «МИР ПРО­ФЕС­СИЙ»

Ру­ково­дитель пред­ла­га­ет школь­ни­кам са­мос­то­ятель­но за­пол­нить таб­ли­цу:

БЛАНК ДЛЯ РА­БОТЫ НА ЗА­НЯТИИ «МИР ПРО­ФЕС­СИЙ»
Ти­пы и под­ти­пы про­фес­сийПро­фес­сии дан­но­го ти­паТре­бова­ния, предъяв­ля­емые про­фес­си­ей к че­лове­ку
    

Ре­бята раз­би­ва­ют­ся на две груп­пы. Каж­дая груп­па за­пол­ня­ет таб­ли­цу, об­суждая все свя­зан­ные с этим воп­ро­сы. Ре­зуль­та­ты об­сужда­ют­ся вмес­те с учи­телем.

Ме­тоди­чес­кий при­ем. Ор­га­низа­ция вза­им­ной груп­по­вой оцен­ки.

ЗА­НЯТИЕ 2. «ПРИ­РОД­НЫЕ ПРЕД­ПО­СЫЛ­КИ»

На ос­но­ве таб­ли­цы, за­пол­ненной на за­нятии 1 школь­ни­ки с по­мощью ру­ково­дите­ля прак­ти­кума вы­деля­ют свой­ства, дан­ные, не­об­хо­димые для ус­пешной ра­боты в той или иной об­ласти. В таб­ли­це есть со­от­ветс­тву­ющая гра­фа.

Ме­тоди­чес­кий при­ем. Ор­га­низа­ция вза­им­ной груп­по­вой оцен­ки.

ЗА­НЯТИЕ 3. МНЕ­НИЯ СТАР­ШИХ ЧЛЕ­НОВ СЕМЬИ, УЧИ­ТЕЛЕЙ И ДРУ­ЗЕЙ О ВЫ­БОРЕ ПРО­ФЕС­СИИ

Ру­ково­дитель прак­ти­кума пред­ла­га­ет про­иг­рать сцен­ку трем уче­никам, один из ко­торых предс­тав­ля­ет стар­шекласс­ни­ка, дру­гой – от­ца, третья – мать. Чис­ло ро­лей мож­но рас­ши­рить. Ос­таль­ные участ­ни­ки прак­ти­кума – зри­тели. Пос­ле прос­мотра – кол­лектив­ное об­сужде­ние.

Пред­ла­га­ет­ся сле­ду­ющий сю­жет сцен­ки: за ве­чер­ним ча­ем сын или дочь объяв­ля­ют ро­дите­лям о сво­ем ре­шении выб­рать ту или иную про­фес­сию. Текст ро­ли за­ранее не го­товит­ся, каж­дый участ­ник иг­ра­ет са­мого се­бя. При об­сужде­нии по­веде­ния то­го или ино­го пер­со­нажа участ­ни­ки дис­куссии фак­ти­чес­ки го­ворят о са­мих се­бе, о сво­их проб­ле­мах.

Ме­тоди­чес­кий при­ем. Ро­левая иг­ра, кол­лектив­ная дис­куссия. Ме­тод «зер­ка­ла».

ЗА­НЯТИЕ 4. ИН­ФОРМИ­РОВАН­НОСТЬ ШКОЛЬ­НИ­КОВ О ПРО­ФЕС­СИ­ЯХ И ПРО­ФЕС­СИ­ОНАЛЬ­НЫХ ТРЕ­БОВА­НИ­ЯХ

Ру­ково­дитель прак­ти­кума пред­ла­га­ет ре­бятам при­думать раз­личные ти­поло­гии про­фес­сий на ос­но­вании, нап­ри­мер, кри­терия «ус­ло­вий тру­да». Раз­де­лив­шись на две груп­пы школь­ни­ки вы­пол­ня­ют за­дания. Пос­ле не­го – кол­лектив­ное об­сужде­ние.

Ме­тоди­чес­кий при­ем. Ме­тод ор­га­низа­ции вза­им­ной груп­по­вой оцен­ки.

ЗА­НЯТИЕ 5. ЛИЧ­НЫЕ ЖИЗ­НЕННЫЕ И ПРО­ФЕС­СИ­ОНАЛЬ­НЫЕ ПЛА­НЫ.

Ру­ково­дитель прак­ти­кума об­сужда­ет со школь­ни­ками про­фес­си­ональ­ный вы­бор зна­комо­го им юно­ши. Ес­ли ре­бята не сог­ласны с его вы­бором, им пред­ла­га­ет­ся наз­вать под­хо­дящую про­фес­сию для это­го уче­ника и объяс­нить при­чины это­го вы­бора.

Ме­тоди­чес­кий при­ем. Пси­холо­гичес­кое «зер­ка­ло».

ЗА­НЯТИЕ 6. СО­ОТ­НО­ШЕНИЕ УС­ЛО­ВИЙ СИ­ТУ­АЦИИ ВЫ­БОРА ПРО­ФЕС­СИИ

До это­го за­нятия школь­ни­ки ана­лизи­рова­ли од­но или нес­коль­ко ус­ло­вий про­фес­си­ональ­но­го са­мо­оп­ре­деле­ния, взя­тых от­дель­но друг от дру­га. На этом за­нятии ста­вит­ся за­дача про­ана­лизи­ровать ра­зоб­ранные ра­нее ус­ло­вия во вза­имос­вя­зи меж­ду со­бой, как это бы­ва­ет в конк­рет­ных си­ту­ациях ре­аль­ной жиз­ни.

Двум груп­пам уче­ников пред­ла­га­ет­ся выб­рать из сво­их групп двух школь­ни­ков, оп­ре­делить для них под­хо­дящую про­фес­сию, опи­сать осо­бен­ности этой про­фес­сии, предс­та­вить ха­рак­те­рис­ти­ку ин­ди­виду­аль­ных осо­бен­ностей выб­ранных школь­ни­ков и до­казать, что вы­бор про­фес­сии осу­щест­влен пра­виль­но.

На об­щем об­сужде­нии ана­лизи­ру­ют­ся при­чины, по ко­торым бы­ла выб­ра­на про­фес­сия для каж­до­го школь­ни­ка. Учи­тель об­ра­ща­ет осо­бое вни­мание на со­от­ветс­твие ин­ди­виду­аль­ных осо­бен­ностей выб­ранных груп­па­ми школь­ни­ков и тре­бова­ний наз­ванной про­фес­сии.

Ме­тоди­чес­кий при­ем. Ор­га­низа­ция вза­им­ной груп­по­вой оцен­ки.

ЦИКЛ II. ТИ­ПИЧ­НЫЕ ОШИБ­КИ ШКОЛЬ­НИ­КОВ ПРИ ВЫ­БОРЕ ПРО­ФЕС­СИИ

За­нятие 7. Вли­яние прес­тижнос­ти про­фес­сии на ус­пешность про­фес­си­ональ­но­го са­мо­оп­ре­деле­ния

На этом за­нятии ре­комен­ду­ет­ся про­вес­ти встре­чу-бе­седу с предс­та­вите­лями раз­личных про­фес­сий: важ­но, что­бы во вре­мя бе­седы об­сужда­лись слож­ности про­фес­сии, пос­те­пен­но­го про­фес­си­ональ­но­го и долж­нос­тно­го рос­та.

Ме­тоди­чес­кий при­ем. Бе­седа, кол­лектив­ное об­сужде­ние.

ЗА­НЯТИЕ 8. ПЕ­РЕНОС ОТ­НО­ШЕНИЯ К ШКОЛЬ­НО­МУ ПРЕД­МЕ­ТУ НА ОТ­НО­ШЕНИЕ К ПРО­ФЕС­СИИ

Бы­ва­ет и так, что уче­ник от­но­сит­ся с боль­шим ин­те­ресом к ка­кому-ли­бо школь­но­му пред­ме­ту. Он по­луча­ет хо­рошие от­метки и в кон­це кон­цов вы­бира­ет его в ка­чест­ве сво­ей бу­дущей про­фес­сии. В этой, ка­залось бы, весь­ма прос­той си­ту­ации так­же воз­можны серьез­ные ошиб­ки.

В рам­ках двух-трех школь­ных пред­ме­тов, выб­ранных школь­ни­ками, им пред­ла­га­ет­ся пе­речис­лить и опи­сать про­фес­сии, сход­ные по со­дер­жа­нию с вы­делен­ны­ми пред­ме­тами школь­но­го кур­са, оп­ре­делить об­щее и раз­личное меж­ду со­дер­жа­ни­ем школь­ных пред­ме­тов и со­дер­жа­ни­ем про­фес­сий.

Ме­тоди­чес­кий при­ем. Ме­тод ор­га­низа­ции вза­им­ной груп­по­вой оцен­ки.

ЗА­НЯТИЕ 9. КАК ВЫ­БИРАТЬ ПРО­ФЕС­СИЮ

В двух груп­пах школь­ни­ки вы­бира­ют оп­ре­делен­ную про­фес­сию. При этом они ори­ен­ти­ру­ют­ся на эта­пы «уз­нать – по­думать – поп­ро­бовать».

На об­щем об­сужде­нии каж­дая груп­па расс­ка­зыва­ет о про­фес­сии, ко­торую она выб­ра­ла, и ана­лизи­ру­ет при­чины вы­бора.

Ме­тоди­чес­кий при­ем. Ме­тод ор­га­низа­ции вза­им­ной груп­по­вой оцен­ки.

ЦИКЛ III. КОНК­РЕТ­НЫЕ СИ­ТУ­АЦИИ ВЫ­БОРА ПРО­ФЕС­СИИ

За­нятие 10. Че­ловек и про­фес­сия

Учи­тель на­зыва­ет про­фес­сию, для ко­торой, школь­ни­ки долж­ны «по­доб­рать» уче­ника, на­ибо­лее, по их мне­нию, со­от­ветс­тву­юще­го по сво­им ин­ди­виду­аль­ным осо­бен­ностям дан­ной про­фес­сии. Про­фес­сия, за­дан­ная пе­даго­гом, долж­на быть бо­лее или ме­нее из­вест­на уче­никам, не ре­комен­ду­ет­ся вы­бирать для за­дания ма­ло­из­вест­ные про­фес­сии.

Участ­ни­ки раз­би­ва­ют­ся на две груп­пы, вы­бира­ют уче­ника для за­дан­ной пре­пода­вате­лем про­фес­сии и па об­щем об­сужде­нии до­казы­ва­ют, что ин­ди­виду­аль­ные осо­бен­ности выб­ранно­го ими школь­ни­ка со­от­ветс­тву­ют тре­бова­ни­ям про­фес­сии.

Мож­но ор­га­низо­вать до­пол­ни­тель­ное за­нятие: пе­дагог пред­ла­га­ет двум груп­пам школь­ни­ков «по­доб­рать» про­фес­сию од­но­му их уче­ников.

ЗА­НЯТИЕ 11. СО­ОТ­НЕ­СЕНИЕ СА­МО­ОЦЕН­КИ И ПРО­ФЕС­СИ­ОНАЛЬ­НЫХ ТРЕ­БОВА­НИЙ

Вы­бира­ет­ся школь­ник, ко­торый дол­жен опи­сать свои ин­ди­виду­аль­ные осо­бен­ности, оце­нить их и по­доб­рать со­от­ветс­тву­ющую про­фес­сию. При вы­боре про­фес­сии раз­ре­ша­ет­ся учи­тывать ин­ди­виду­аль­ные склон­ности и ин­те­ресы.

Ос­таль­ные уче­ники прак­ти­кума и сам пе­дагог от­дель­но от школь­ни­ка так­же да­ют ему оцен­ку и под­би­ра­ют со­от­ветс­тву­ющую про­фес­сию. На об­щем об­сужде­нии, в ко­тором участ­ву­ют школь­ник, пе­дагог и груп­па участ­ни­ков, де­ла­ет­ся срав­ни­тель­ный ана­лиз са­мо­оцен­ки школь­ни­ка, оцен­ки пе­даго­га и груп­пы участ­ни­ков. Об­сужда­ют­ся мо­мен­ты не­со­от­ветс­твия са­мо­оцен­ки уче­ника, оце­нок пе­даго­га и груп­пы участ­ни­ков.

Ме­тоди­чес­кий при­ем. Ме­тод ор­га­низа­ции вза­им­ной груп­по­вой оцен­ки.

В зак­лю­чение всех про­веден­ных за­нятий учи­тель и школь­ни­ки об­ме­нива­ют­ся опы­том, по­лучен­ным на иг­рах: что но­вого они уз­на­ли, ка­кие за­нятия бы­ли са­мыми ин­те­рес­ны­ми. Уче­ники расс­ка­зыва­ют, ка­кую про­фес­сию они хо­тели бы выб­рать.

Прог­рамма раз­ви­ва­ющих игр «Я вы­бираю про­фес­сию» (Са­мо­уки­на Н.В. Иг­ро­вые ме­тоды в обу­чении и вос­пи­тании. – М.: 1992.)