Формируем функциональную грамотность школьников
Большой педагогический совет «Система работы педагогического коллектива гимназии по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся» прошел в гимназии. Итоговому заседанию, которое состоялось 6 февраля, предшествовала работа предметных кафедр по обобщению опыта по указанной теме. В течение целого месяца на кафедрах готовились видеоролики, разрабатывались методические рекомендации, обсуждались предлагаемые материалы. Был представлен опыт по всем шести направлениям формирования функциональной грамотности, определенным во ФГОС общего образования: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, критическому мышлению, глобальным компетенциям. Администрацией гимназии были проведены проверочные работы по определению уровней читательской и математической грамотности у учеников пятых и десятых классов.
Педагоги гимназии еще раз четко уяснили для себя, что работа по формированию функциональной грамотности выходит за рамки контроля знаний и ориентируется на подготовку обучающихся к решению жизненных ситуаций на основе предметных, метапредметных и личностных результатов. А овладение ключевыми компетенциями XXI века важно для дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий. Коллеги высказали пожелания увидеть в методической копилке гимназии практические задачи по различным предметам, возможности воспитательной работы по формированию функциональной грамотности, подходы к проведению нестандартных уроков, интегрированных уроков, в том числе проведение воспитательных мероприятий, экскурсий, курсов внеурочной деятельности. Наиболее эффективный подходом были названы интеграция, межпредметные связи, использование технологий 4К.
В результате принятых на педагогическом совете решений в гимназии планируется проведение фестиваля открытых интегрированных занятий с использованием инструмента формирования функциональной грамотности – системы 4К, включающей кооперацию, критическое мышление, коммуникацию, креативность. Будет продолжено пополнение и обновление фонда оценочных процедур и разработка методических рекомендаций. Дальнейшая оценка сформированности функциональной грамотности учащихся будет осуществляться в соответствии с перспективным планом внутришкольного контроля.
Ю.А.Андросова, начальник отдела ИМР